Путешествие в старину

№56

(Урок-игра для учащихся начальной школы на базе музея «Татарская культура и быт»)

Надиря КАБИРОВА,

 учитель школы с этнокультурным татарским компонентом образования № 1186 им. М.Джалиля г.Москвы, руководитель школьного музея «Татарская культура и быт»

Оформление: интерьер крестьянской  избы, горница (ак өй): стол, на котором представлены подлинные предметы старины; стол с угощениями (с элементами дегустации), наглядная доска. Вся комната оформлена в татарском стиле. Дети одеты в национальные татарские костюмы.

Цель работы:  способствовать глубокому пониманию основ татарской культуры через историю её развития.

Задачи:

– приобщить учащихся к необъятным богатствам татарской культуры, как составной части российской и мировой культуры;

– воспитание любви к Родине, уважения традиции своего народа и его истории;

– воспитание уважительного отношения к культуре и традициям других народов;

– формирование умения взаимодействовать в коллективе, проявлять толерантность к своим товарищам другой национальности;

– развитие интереса к языковому и культурному многообразию современного мира.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята, каждый музей имеет свое название. Наш музей называется «Культура и быт татарского народа».

Музей познакомит вас с бытом старинной крестьянской деревни, татарскими ремёслами, основанными на глубоких традициях. Для вас открывается удивительная возможность познакомиться с экспонатами музея, многие из них сейчас уже не встретить в повседневной жизни.

Урок мне помогут вести ученица VII класса Галия, которая исполнит роль бабушки Әлфия әби, а роль внучки Сылу сыграет ученица II класса  Юлия.

Әлфия әби. Исәнмесез, балакайларым! Хуш килдегез!

Сылу. Исәнмесез, дусларым! Сезнең белән очрашуга мин бик шат.

Учитель. Перед вами интерьер и экстерьер крестьянского дома.

(Дети в своих рабочих тетрадях записывают значения слов «интерьер» и «экстерьер».)

Учитель: Каждый из нас живет в доме. Многое может рассказать о жизни человека его жилище. В нем могут отражаться традиции целого народа, его привычки и вкусы.

На этом уроке мы совершим путешествие в старину и узнаем о том, как жили наши прабабушки и прадедушки, какие у них были дома, чем они занимались, какие кушанья предпочитали, как одевались.

Как называется дом у татар?

Дети. Өй.

Учитель. Из чего строили дома в старину?

Дети. Из дерева.

Учитель. Дома строили из бревен, крыши крылись тесом или соломой. Наличники окон, карнизы домов и ворота украшались резьбой. Детали дома раскрашивались масляными красками в разные тона: синий, желтый, зеленый, голубой.

Главной задачей крестьян было сохранение тепла в домах в период долгих зимних месяцев. Поэтому окна делались очень маленькими, а дверь была небольшой и низкой с высоким порогом (бусага – порог из поперечного бруска, который закрывал проём между дверью и полом).

Дети. К зиме утеплялись дома изнутри и снаружи, утеплялась также дверь.

Учитель. Ребята, что было самой главной частью крестьянского дома?

Ребята. Печь (мич).

Учитель. Ребята, для чего служила печь в крестьянском доме?

Дети. Для отопления дома, для приготовления горячей пищи, для выпечки хлеба.

Учитель. Ребята, перед вами макет крестьянской печи. Такие печи были в крестьянских домах. Печь – душа крестьянского дома. Сложить хорошую печь – дело очень сложное. Лишь специалист-печник брался за эту работу. В печи готовили пищу. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу.  Старики обычно спали на печи. Печь занимала в доме почётное место, и к ней относились с большим уважением. При суровых зимах обойтись без печи было невозможно. Печь клали из кирпича. Печь была с полукруглым жерлом и верхней лежанкой. Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. У печи стояла кочерга, ухват, деревянная лопатка, рядом ступа с пестом и ручная мельница. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. Вдоль стен на полках располагалась разная нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски. Деревянную посуду, как правильно, мастерил сам хозяин дома. Он делал ее нарядной, украшал живописью и резьбой.

Мебели в доме было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Главным предметом мебели в доме считался обеденный стол.

Вдоль стены стояли широкие лавки, на которых сидели и спали.

Учитель. Сегодня ребята, Әлфия әби и ее внучка Сылу приглашают вас в гости. У Сылу день рождения. Әлфия әби приготовила вам много вкусных национальных блюд. Она также испекла кабартма, какие они румяные, вы их видите на столе.

            Вы, ребята, в деревне у бабушки ели такие кабартма?

 Дети. Да, да! Они очень вкусные!

 Учитель. Ребята, в печке у Әлфия әби печётся хлеб. Әлфия әби, икмәк өлгергән, бик тәмле пешкән.

Әлфия әби. Әй, рәхмәт төшкере, балам, әйе, икмәкне алырга вакыт.  (Әби мич авызын ача, икмәкне ала.)

 Учитель. Әлфия әби, балалар сезнең белән очрашуга бик шат. Алар сезгә шигырьләр сөйләр, җырлар җырлар. Бәйрәмебез күңелле үтәчәк.

Обычно крестьянский дом делился на две половины: «чистую» (ак өй). Характерной чертой «чистой» избы являлось обилие занавесок и крашений. Спальные места закрывались занавеской – чаршау. На окнах обязательно висели занавески – пәрдә. Стены крестьянского дома украшали картины с изречением из Корана, выполненные арабской вязью с изображениями мечетей и растительным орнаментом.

Шамаили – мусульманские картины с каллиграфией. Для чего служили эти картины?

Дети. Они призваны были оберегать мир и благополучие в доме. (Демонстрируется рисунок.)

Учитель. Во второй половине находилась кухня и печка. Обычно эта часть огораживалась легкой перегородкой или занавеской.

Во дворе располагались амбары, постройки для скота, хлев, конюшня. А где шкаф для одежды? Где хранили вещи в старину?

Дети. В сундуках.

Учитель. Шкаф заменял сундук, который стоял на видном месте, поскольку свидетельствовал о богатстве хозяина. Стенку сундука украшали орнаментом, рельефными фигурами. Он закрывался массивным замком. Чем богаче становился хозяин, тем больше у него появлялось дома сундуков. Поставленные друг на друга, они напоминали современный шкаф. В сундуке хранили своё имущество, одежду, посуду и даже драгоценности.

На столе посуда. Какой посудой пользовались наши прабабушки и прадедушки?

Дети. Очень простой и удобной.

Учитель. Из чего она сделана?

Дети. Из глины, из дерева.

Учитель. Посуду они делали сами. Ее очень берегли. Если горшочек или кувшин давал трещину, то он не годился для варки пищи, и тогда в нем хранили припасы. Припасы также хранились в специальных тарах, сделанных из березовой коры. Она имела цилиндрическую форму и плотно закрывалась крышкой. Называется эта посуда туесок.

 В чугунах варили картофель в кожуре, а в горшочках различные каши. Для выпечки белешей у хозяйки были глубокие сковородки.

 (Внучка Сылу демонстрирует детям посуду: ложки, ковш, горшки, чугунки.)

Әлфия әби: Давайте, мы сейчас отгадаем загадки. Сможете ли вы их отгадать?

• Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет.  (Ухват)

• Из дома выходят –  поют,

Назад идут – плачут. (Ведра)

• Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

• Стоит толстячок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.  (Самовар)

• В брюхе баня,

В носу решето.

Одна рука и та на спине. айник)

• Летом – спит,

Зимой – горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (Печь)

• Раскрашенная палка

Изогнулась полукругом,

Нацепила на себя ведра.     (Коромысло)

 (Сылу демонстрирует  ухват, ведра, кочергу, самовар, чайник, коромысло.)

Әлфия әби. Афәриннәр, бик дөрес җавап кайтардыгыз, дөрес тәрҗемә иттегез!

Учитель. Вы правильно отгадали загадки. Ребята, на сегодня мы завершим  на этом свой урок.

 На следующем занятии мы с вами  будем говорить, как жили наши предки, чем они занимались, как воспитывали детей, как жили в семьях,  какой посудой они пользовались, какое было убранство их дома, какой был распорядок дня, какие блюда они готовили?                                       

                        2-е занятие

Учитель. Повседневная жизнь в крестьянской семье начиналась очень рано. Крестьяне занимались земледелием. Они разводили домашнюю птицу, выращивали коров, овец, лошадей. Раньше говорили: «Кто лошадь завел, тот крылья обрел» (кемнең аты бар – аның канатлары бар), «У кого корова – угощение готово» (кемнең сыеры бар – аның ашы мул).  Ребята, как вы понимаете эти фразы?

Дети. У кого в хозяйстве лошадь, тому живется лучше, лошадь можно запрячь в плуг, что бы пахать землю. Есть помощник хозяину. Если есть корова, то всегда на столе будут: молоко, сметана, творог, масло.

Учитель. Домашнюю работу вели женщины. Они готовили еду, стирали, гладили, шили одежду для всех членов семьи. Они ухаживали за скотом, заготавливали запасы на зиму, занимались прядением,  ткачеством. Обучали девочек этому мастерству с раннего детства.

(Демонстрируется рисунок.)

Одежду в старину, в основном, носили домотканую.  Как вы понимаете выражение домотканая одежда?

Дети. Одежда, сшитая из полотна, которое ткали на домашних ткацких станках.

 (Әлфия әби достает из сундука рубашку и показывает детям.)

Әлфия әби. Бу киндер кулмәкне сандыгымда мин күп еллар сакладым, аны бабагызга үзем тукыган һәм теккән идем.

Учитель. В старину семьи были очень большие, многодетные. Члены семьи строго соблюдали религиозные обряды, были верующими, свято чтили законы шариата.

Огромное внимание родители уделяли воспитанию детей. В детях воспитывали честность, порядочность, трудолюбие, доброту, любовь к родной земле, Родине, уважение к старшим. «Что посеешь, то и пожнешь»,  говорили в старину. Если будешь воспитывать в детях доброту, честность, тогда и вырастут твои дети добрыми и отзывчивыми.

Ребята, верующий человек никогда не поступит подло. Не предаст, не обманет товарища. Он накормит голодного, поможет слабому. В старину говорили: «Кто кинет в тебя камень – дай ему хлеба». Ребята, как вы понимаете это выражение?

Дети. Не отвечать на зло злом; уметь прощать; быть терпимее к поступкам других.

Учитель. В деревнях крестьяне жили по-разному. Были среди них богатые люди, были и бедные. Что у богатого было каждый день, у бедного даже на празднике не всегда было.

Из зерен злаков: ржи, проса, овса готовили каши. Из муки готовились кушанья, отчасти заменявшие хлеб. Так, из овсяных отрубей готовили кисель (кесәл). Охлажденный загустевший кисель делили на куски и ели с молоком.

В бедных семьях ели талкан, кашу из ржаной муки на воде, на обед – суп, салма с кусочками теста, а вечером – болтушку из ржаной муки.

(Значение слова «талкан» дети пишут в тетрадях.)

 А на столе у богатых были такие кушанья, как пельмени, жареный гусь, перемяч, треугольник, чак-чак, белэш, кыстыбый. Основным продуктом питания был хлеб (ипи) из кислого ржаного теста. Лишь зажиточные семьи употребляли пшеничный хлеб. Хлеб был священной пищей. За едой хлеб резал старший член семьи. Ни одна крошка не должна была пропасть зря. Чтобы всегда на столе был хлеб, мы обязаны великому труду земледельца – крестьянина.

          Ребята, относитесь ли вы бережно к хлебу?

Дети. Да, хлеб – наше богатство! Хлеб – бесценный продукт питания.

Учитель. Ребята, когда вы берете в руки душистый хлеб, вы чувствуете тонкий аромат полей, летнего воздуха, дождя и ясно слышите запах родной земли. Пусть никогда вас не покинет бережное отношение к хлебу. Хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия, богатства.

Татары – очень гостеприимный народ. А вы умеете встречать гостей?

Ребята. Мы рады гостям: встречаем их приветливо, оказываем им большое внимание, накрываем на стол. Делаем так, чтобы гостям было уютно, приятно, тепло у нас дома.

Учитель. Этот старинный обычай нам очень дорог. Гостям мы всегда рады. «Приветливое лицо, добрые глаза, хлеб да соль»: так принято было встречать гостей в старину в татарских семьях.

Әлфия әби. Әй, балакайларым, бу йола әби-бабайлардан калган. Без кунакларны ачык чырай, якты йөз белэн каршы алабыз, хөрмәт итәбез.

Учитель. Ребята, школа, где мы учимся, наш второй дом. Свое основное время вы проводите в школе. Здесь вы вместе проводите праздники, отмечаете дни рождения, выпускаете стенгазеты, вместе ходите в театр и музеи. Наша школа многонациональная. Мне очень приятно, что мы живем здесь одной большой, дружной семьей. В школу вы ходите за знаниями и с вами здесь добрые и мудрые учителя-наставники.

Вы замечательные, талантливые дети. Культура, образование, специальная подготовка – это то, без чего вы в этой жизни не сможете быть счастливыми людьми.

Я вижу, как вы добры друг к другу, как отзывчивы, внимательны. Вы умеете дружить, вы цените дружбу, уважаете друг друга.

И пусть никогда не повернется язык у человека обидеть своего товарища, если он другой веры или нации.

Итог урока

Учитель. Ребята, в нашей стране проживает более ста народов, больших и малых, со своей особой историей, культурой и менталитетом.

Россия – Родина и татар, и башкир, и удмуртов и многих-многих народов.

Любовь к жизни, к родной земле, к Родине, великий патриотизм объединяли наши народы во время Великой Отечественной войны 1941 –1945 гг., когда вся страна поднялась на борьбу с фашизмом. Великий народ победил.

Вы – поколение нового ХХI века, и вы должны стремиться к знаниям, в т. ч. к знаниям о культуре, традициях живущих рядом с вами людей других национальностей.

Ведь в познании себя и других народов лежит ключ к согласию в обществе.

Ребята, как вы понимаете слова познать себя и других?

Ребята. Мы должны знать как историю других народов,  так и свою историю; знать родной язык, свою культуру, традиции.

Учитель. Изучая свою национальную культуру, у вас, ребята, проявляется огромный интерес к духовному богатству, созданному другим народом, появляется потребность познать культуру, историю другого народа. Только воспитывая взаимную терпимость, толерантность, уважение друг к другу, можно избежать насилия, нетерпимости к людям иной национальности, межнациональных конфликтов.

(В конце урока Әлфия әби и Сылу приглашают детей к столу. На столе угощения, национальные блюда (чәкчәк, перемәч, бәлеш).

Затем Әлфия әби демонстрирует вещи, которые достает из своего сундука, рассказывает об их истории (тюбетейки, калфаки, платья, фартуки, полотенца).

Дети читают стихи, ставят спектакль  по сказке «Каша из топора».

Дети читают стихотворения Г.Тукая «Туган тел», «Кышкы кичтә», стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер» и произведения И.Юзеева, Э.Бикчентаевой и др.

Презентация.