Загадки русского языка
№169
(Занятие кружка по русскому языку для учащихся V – VI классов)«
Ляйсан АХМЕТЗЯНОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Урахчинской основной школы Рыбно-Слободского района
Выполнение учебных программ, прочность и глубина знаний во многом зависят от эффективности обучения и воспитания школьников. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении. Ведь занимательность – это применение при обучении различных методических приемов и дидактических средств для того, чтобы привлечь внимание учащихся и возбудить у них интерес к предмету, вызывать стремление к получению знаний. Но занимательность не следует понимать как развлечение. Она обеспечивается яркостью, доступностью, а с другой – применением различных дидактических средств. Особенно широко используется занимательность во внеклассной работе. Любое внеклассное мероприятие можно провести в занимательной форме.
Привожу примерный конспект занятия кружка для учащихся V – VI классов.
Цель: пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума.
Задачи:
– подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку;
– вызвать интерес к русскому языку;
– развивать мышление учащихся.
Ход занятия
Вступительное слово учителя о том, какое значение имеют слова зонтик и зонт, указывает, в каких случаях и кем употребляется энергичное, краткое, выразительное есть. (Можно предложить презентацию.)
Основная часть
Ставятся следующие задачи:
1. Назови пять падежей (единственного и множественного числа), в которых слово фамилия имеет одно и то же окончание.
2. Какое окончание в предложном падеже единственного числа имеют собственные имена Ия (название реки) и Пий?
3. Образовать форму родительного падежа множественного числа слова мечта.
Эта задача так же, как и предыдущая, вызовет веселый спор, пока найдется нужная форма – мечтаний.
4. Как следует писать и говорить: Я жду от вас работу или Я жду от вас работы?
Дается возможность ребятам высказаться, а потом делается вывод, что оба варианты возможны.
5. Поезд идет на Москву или Поезд идет в Москву?
Вопрос. Какой вариант правильный?
Практическая работа. Игра
1. Подобрать русские пословицы, в которых упоминаются числа один и семь. Выигрывает тот, кто раньше всех запишет.
Семеро одного не ждут.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Семь бед, один ответ.
Можно сообщить ребятам китайскую пословицу с такими числительными «Лучше семь раз отказать, чем один раз обещать и не выполнить». Смысл каждой пословицы предлагается детям объяснить.
2. Решить шараду:
Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я – материя
И на костюм гожусь. (Сук-но)
3. Между какими одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? (Я-пони-Я)
4. Игра «Четверка».
Записывается слово рука. Под ним нужно записать еще три существительных из четырех букв каждое. Первые буквы четырех слов должно составить слово рука.
- Рука.
- Указ.
- Клин.
- Арка.
Выигрывает тот, кто за 2 мин. напишет таких слов больше, чем другие. Для этой игры можно использовать слова: волк, окно, лиса и др
5. Как зовут мальчика?
Четыре девочки встретили во дворе своего дома незнакомого мальчика. «Как тебя зовут?» – спросили они его. «А как вас зовут?» – спросил вместо ответа мальчик. Девочки назвали свои имена: Лена, Валя, Паша, Рита. Немного подумав, мальчик сказал: «Мое имя так же, как и ваши имена, состоит из четырех букв. Начинается оно с той же буквы, как одно из ваших имен. Вторая буква совпадает со второй буквой другого вашего имени, третья буква совпадает с третьей буквой еще одного вашего имени. Ну вот, теперь вы знаете, как меня зовут».
Комбинируя буквы имен, дети узнают, что мальчика зовут Петей.
Подведение итогов.
Учитель. Наше мероприятие подошло к концу. Нам хочется поблагодарить всех вас за работу. Любите родной язык, изучайте его, любите его, и вам откроется безграничные сокровища русского языка. Обогащайте словарный запас, свою память, ведь только знание языка поможет вам в овладении многими науками. Новых вам открытий!