Эффектные педагогические технологии в деятельности детских общественных объединений
Екатерина ЩЕКОТОВА,
педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования детей «Сэяхэт» Кировского района г. Казани\
Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога.
Одной из важнейших задач, которая сейчас ставится перед педагогом – это отвлечь детей и подростков от гаджетов и вовлечь в учебную, творческую деятельность. Квест, как форма воспитательного мероприятия, пользуется большой популярностью среди современных подростков. Ребята заинтересованы как в участии, так и в организации квест-игр. Дети зачастую увлечены сценарием квестов, ходом игры и в достижении поставленных целей. Отметим, что сценарии квестов могут быть приурочены к значимым событиям и памятным датам. Также они становятся частью массовых городских или районных мероприятий, а не только игр, проводимых на базе учреждений общего и дополнительного образования.
Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б путем решения поставленных задач. Конструкция настоящей квест – игры может быть большой и массивной, все зависит от количества команд – участников и этапов.
В начале квест=игры ребятам выдают карту (маршрутный лист) и задания, выполнив которые они должны понять – куда следовать.
Существует определенная структура игровых квестов:
– наличие интересных героев;
– наличие наград за проделанные задания;
– наличие ведущего команды.
Под интересными героями подразумеваются люди – актеры с атрибутами тех героев, которых они изображают. За проделанные задания могут быть следующие поощрения: жетоны, либо получение части ответа на главный вопрос игры. В целом в конце игры каждую команду можно наградить грамотами за места, кубками и другим, здесь решение принимается членами жюри, состоящего из кураторов каждой станции. Обязательно должен присутствовать ведущий, выполняющий роль помощника, а не подсказчика в ходе игры.
Выделим основные этапы создания квест-игр с учащимися:
– выбор темы;
– определение целевой категории и распределение масштаба проведения квеста;
– определение количества этапов;
– работа ребят по командам.
Раскроем сущность каждого этапа.
Каждый педагог должен осознавать, что необходимо не просто рассказать ребятам о том, что они должны сделать, а постараться создать обстановку «желания», замотивировать учащихся. Можно рассказать ребятам о том, что такое квест, считают ли они, что сами здесь и сейчас могут стать создателями игры. Предложить им темы (несколько вариантов), путем голосования выбрать одну из них. Либо предложить создание игры к какому – либо школьному событию или ближайшему празднику.
- Определение целевой категории (количества команд, их возраст) и распределение масштаба проведения квеста (кабинет, школа, район, город и т.д.)
Определить на кого будет направлена игра, для кого инициативная группа могла бы провести такое мероприятие, с кем группе было бы комфортно работать (от возраста участников зависит сложность заданий и герои, с которыми предстоит встретиться командам).
- Определение количества этапов.
Разделить ребят на несколько групп (это можно сделать после определения этапов игры), например, 5 групп по 4 человека. Каждая команда перемещается по станциям в соответствии с маршрутным листом.
- Работа ребят по командам.
Придумать название команды. Каждой команде необходимо придумать название команды и заполнив маршрутный лист, по старту ведущего направится на первую станцию. Каждый сопровождающий куратор данной станции оценивает команду по 10 бальной шкале в зависимости от выполненного задания. По истечению времени станции команда переходит на следующую станцию.
Квест может длиться 1 – 3 часа. Чаще всего он носит не только развлекательный, но и воспитательно – обучающий характер, для этого задания должны быть подобраны в соответствии с тематикой и приурочено к какой либо знаменательной дате.
При использовании квест-технологий каждый ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, учится работать в команде, осваивает различные технологии и методы решения поставленных перед ним задач, а также учится публичному выступлению. Все вышеперечисленное является положительным результатом работы по всестороннему развитию личности.
Важно соблюдать структуру игры при организации и проведении, а также уметь подобрать актуальную тему.
Современные педагогические технологии обучения в системе дополнительного образования детей позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.
Использование педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность учащихся.
При внедрении современной (инновационной) педагогической технологии в образовательный процесс педагог должен уметь:
– применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
– проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
– научить детей новым методам работы;
– оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.