Взаимодействие родителей и логопеда
Ирина КАРПОВА,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 181» комбинированного вида
г. Казани
В настоящее время чаще встречаются дети, рожденные с неврологическим статусом: асфиксия, гипоксия, органическим поражением ЦНС, ППЦНС. Многие дети поступают в детский сад с задержкой речевого развития, с отставанием высших психических функций, нарушением границ. Как это выявить и помочь ребенку помочь на раннем этапе его развития? Задача специалиста выявить это в раннем возрасте и не оставить ребенка без помощи. Тут без родителей никуда. Важно донести до родителей важность работы специалистов в разной области. В области медицины: невролог, окулист, отоларинголог, сурдолог, психиатр. В области педагогики: логопед, дефектолог психолог, нейропсихолог.
Каждый специалист проводит диагностики, обследования в своей области. Логопед начинает наблюдать и проводить диагностику детей, начиная с ясельной группы. Именно, ранее выявление задержки, нарушения, отставания речевых функций помогает быстрее начать профилактические, корректирующие мероприятия. На консультации приглашаются родители детей, которые попали под контроль специалиста. Помощь родителей на каждом этапе просто необходима. Это и согласие на консультации и обследования медицинских специалистов, следование их назначений, соблюдение рекомендаций педагогических специалистов.
Предлагаю таблицу совместной работы родителей и логопеда по выявлению, профилактики и корректированию речевых нарушений.
№ | Месяц | Мероприятие | Ответственные | Цели |
1. | Сентябрь | Родительское собрание. Консультация логопеда «Нормы речевого развития». | Воспитатели
Логопед |
Планы на учебный год. Решение вопросов. Знакомство родителей с таблицей норм речевого развития детей. |
2. | Октябрь | Индивидуальная консультация родителей. Направление на доп. обследование к специалистам. | Логопед | Раннее выявление и профилактика речевых нарушений детей. |
3. | Ноябрь | Индивидуальная, подгрупповая работа логопеда по коррекции задержки речевого развития. Консультация родителей. | Логопед | Профилактика и коррекция речевых нарушений. |
4. | Декабрь | Встреча с психологом. Тренинг с родителями: разбор проблемных ситуаций. | Психолог | Профилактика психических нарушений у детей. Преодоление конфликтных ситуаций и негативного поведения. |
5. | Январь | Родительское собрание. Мастер-класс логопеда по преодолению речевых нарушений. | Логопед | Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. |
5. | Февраль | ЛФК | Физический инструктор | Профилактика задержки физического развития. Раннее выявление двигательной расторможенности детей, гипо-, гипертонуса мышц. |
6. | Март | Совместная образовательная деятельность родителей и музыкального руководителя. | Музыкальный руководитель
|
Развитие фонематического слуха. |
7. | Март | Промежуточный мониторинг логопеда, психолога. | Логопед
психолог
|
Анализ проделанной работы. |
8. | Апрель | Видеофрагменты игр для речевого развития. Обзор игрушек . | Логопед | Стимулирование речевой активности у детей раннего возраста. |
9. | Май | Итоговое родительское собрание. Круглый стол. | Старший воспитатель
Воспитатели Специалисты |
Подведение итогов. Планы на следующий год. |