Важнейшая составляющая системы управления образовательным учреждением — работа с педагогическими кадрами

№ 121

Татьяна БОРЕР,

директор «Гимназии №139 – Центра образования» г. Казани

Людмила РОМАНОВА,

заместитель директора по учебной работе «Гимназии №139 – Центра образования» г. Казани

Современная школа – это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. ФГОС предъявляет педагогу новые требования к его профессиональному мастерству, оттачиванию собственных профессиональных  компетенций.

Одним из механизмов реализации данного направления является аттестация педагогических и руководящих работников, в ходе которой диагностируется уровень профессионального развития педагогов

Впервые аттестация была проведена в 1937 году, целью которой было установление соответствия работника званию учителя. По итогам работы учителя делились на три группы:

—                   получившие персональное звание “учитель”;

—                   допущенные к педагогической работе при условии получения соответствующего образования в установленные комиссией сроки;

—                   отстраненные от работы в школе вследствие профессиональной непригодности.

В настоящее время    аттестация определяет квалификацию учителя, уровень знаний работника, становится проверкой его личностного роста, является экзаменом на компетентность. А главное, формирует педагогическое мировоззрение, в основе которого – стремление к созданию своей педагогической системы, к достижению  высокого уровня профессионализма. Решение этой задачи осуществляется прежде всего методической деятельностью, которая направлена на обеспечение роста квалификации педагога, непрерывность и преемственность в получении им квалификационных категорий.

Одним из основных критериев творческого роста учителя является саморазвитие. Что же понимают под саморазвитием педагоги? Согласно результатам анкетирования 33 % педагогов понимают постоянное самосовершенствование, самообразование, 31 % учителей считает, что саморазвитие – это, прежде всего, профессиональный рост, 1 5% опрошенных осознают, что саморазвитие – это принятие собственных ошибок и работа по их исправлению. Подавляющее большинство учителей понимает, что саморазвитие – это стремление вперед, оптимистичное отношение к жизни. Только оптимист способен положительно воздействовать на окружающих. Общение с оптимистом обогащает любого человека, рождает у человека стремление к познанию окружающего, а в дальнейшем – к саморазвитию.

С учителями можно провести диагностику «Карта рефлексивной оценки профессионального саморазвития учителя».

Карта рефлексивной оценки

 профессионального саморазвития учителя

Настоящий тест поможет оценить уровень профессионального саморазвития учителя, а значит лучше познать самого себя, наметить перспективы своего самосовершенствования. Для этого Вам необходимо определить степень выраженности той или иной характеристики (качества, аспекта) своего профессионального роста, которая предлагается в данной таблице,  по следующей оценочной шкале: (ответ по каждой строке): 3 балла – в полной мере; 2 – в основном; 1 – незначительно (частично); 0 – отсутствует.

Я могу сказать о себе, что:

3

2

1

0

1.Испытываю интерес к своему профессиональному саморазвитию

3

2

1

0

2.Удовлетворен результатами своего профессионального  саморазвития

3

2

1

0

3. Удовлетворен условиями для профессионального саморазвития в педагогическом коллективе

3

2

1

0

4. Для меня представляют интерес  аксиологические (этические теории, моральные категории и отношения)  знания

3

2

1

0

5. Владею основными законами психолого-педагогической науки

3

2

1

0

6. Умею анализировать свой профессиональный опыт

3

2

1

0

7.Могу при необходимости  пересмотреть свои мотивы, цели, ценности и смыслы профессиональной деятельности (ценностно-смысловое содержание)

3

2

1

0

8. Обладаю способностью к совершенствованию способов своего профессионального  саморазвития

3

2

1

0

9. Умею оценивать свои возможности в работе, видеть свои плюсы и минусы профессионального саморазвития

3

2

1

0

10. Способен осознавать ход  и ценностный смысл своих педагогических действий и их результатов

3

2

1

0

11. Умею творчески решать педагогические задачи, взаимодействовать с учащимися на гуманистических принципах

3

2

1

0

 

Суммируйте все обведенные вами цифры и разделите на 11. Высокий уровень развития – выше 2.5 балла, средний – 2.5-1.5 балла, низкий – ниже 1.5 балла.

По результатам диагностики заместитель директора составляет план методической работы по саморазвитию профессиональной компетентности учителя и продумывает внутришкольную систему повышения квалификации учителей, профессионального развития педагога.

Первым пунктом можно включить раздел «Нормативно-методическое сопровождение», в состав которого может входить:

  1. Локальный акт «Положение о формах непрерывного образования педагогов».
  2. Информация по курсам повышения квалификации учителей,
  3. Информация по участию педагогов в конкурсах профессионального мастерства (положения),
  4. Информация по участию педагогов в разработке авторских программ.

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

В гимназии в течение учебного года проходят лекции-диалоги, деловые и ролевые игры, калейдоскопы методических идей, круглые столы, дискуссии по темам: «Образ профессионального Я», «Моя профессиональная компетентность», «Нравственные ценности педагогической деятельности», «Моя нравственно-профессиональная позиция»  и др. Цель данных мероприятий:

1) помочь учителю понять сущность и осмыслить ступени саморазвития, а также обосновать содержание процесса его профессионального саморазвития;

2) выяснить специфику потребности саморазвития;

3) рассмотреть инновационные процессы в гимназии как сферу реализации личности человека.

Педагоги гимназии участвуют в реализации проекта «Педагогическая мастерская инновационной деятельности». В рамках данного проекта проводятся

мотивационная лекция «Инновационная деятельность учителя гимназии», панельная дискуссия «Образовательное пространство в инновационном учреждении», научно-практические семинары»Психологические аспекты общения в деятельности учителя», «Моделирование образовательного процесса и деятельности педагога в условиях реализации ФГОС». Сформированы группы по реализации наставничества.

Каждый учитель гимназии заполняет Лист карьеры учителя.

 

Лист карьеры учителя

ФИО педагога ________________________________________________________________________

УЧЕБНЫЙ ГОД

самооценка

администрация

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА.

С КАКОГО ГОДА РЕАЛИЗУЕТСЯ

   

ЭТАП РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

   

ПРИМЕНЯЕ

МЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ТЕХНИКИ, МЕТОДИКИ)

Критическое мышление (технология открытых задач)

Проектная технология

Технология таксономии Блума

Здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированное обучение

Игровые технологии

Технология мастерских

Технология развивающего обучения

Технология разноуровневого обучения

Технология дебатов

Технология  интеллект-карт

ТРИЗ

Педагогикасотрудничества

Проблемное обучение

Интернет-технологии

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА В ТЕКУЩЕМ ГОДУ

№ п/п

Сроки прохождения

Название курсов

Место прохождения курсов

Результат

посткурсового мониторинга

1

3 балла – (90-100%),

2 балла (70-89%),

1 балл (50-69%),

9 баллов (0-49%)

 

ПУБЛИКАЦИИ (авторские)

(за каждую публикацию: в образовательном журнале – 2 балла, в интернет-издании – 1 балл)

№ п/п

Название публикации

Выходные данные

№ свидетельства о публикации

Рецензенты

1

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

(открытые уроки, внеклассные и внеурочные  мероприятия, выступления)

За каждое мероприятие

На уровне РФ – 5 баллов

На уровне РТ – 4 балла

На уровне города – 3 балла

На уровне района – 2 балла

На уровне школы – 1 балл

Тема урока (выступления), класс

Для какой категории слушателей

Уровень

1

2

3

4

 

 

УЧАСТИЕ В ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ

За каждое мероприятие:

На уровне РФ – 5 баллов

На уровне РТ – 4 балла

На уровне города – 3 балла

На уровне района – 2 балла

На уровне школы – 1 балл

Наименование  и функции комиссии,

уровень

1

2

3

 

РАЗРАБОТКА УМК, МЕТОДИЧЕС

КИХ МАТЕРИАЛОВ, КИМов

(баллы суммируются)

Название методического материала

Место представления методического материала

1

РФ – 4 баллов,РТ – 3 балла,

город – 2 балла,

образовательное учреждение- 1балл

 

ИННОВАЦИННАЯ И ЭКСПЕРИ

МЕНТАЛЬ

НАЯ ДЕЯТЕЛЬ

НОСТЬ

Каждый критерий оценивается по 5-ти балльной школе

Критерий

Балл

Владение методами педагогического исследования  
Способность к планированию экспериментальной работы  
Способность к созданию авторской концепции, авторского проекта  
Способность к организации эксперимента  
Способность к коррекции своей деятельности  
Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов  
Способность к сотрудничеству  
Способность анализировать результаты инновационной и экспериментальной деятельности  

 

НАГРАДЫ (только благодарности)

РФ – 4 баллов,

РТ – 3 балла,

город – 2 балла,

образовательное учреждение- 1балл

№ п/п

Название награды

За что награждён

Уровень

1

 

УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ

(за каждый конкурс: 1 место – 10 баллов, 2 место – 5 баллов, 3 место – 2 балла)

(дистанционные конкурсы: 1 балл – призовое место)

№ п/п

Кем организован конкурс

Название конкурса

Уровень

Форма участия (очно, заочно, дистанционно)

Место

1

 

2

 

3

 

КАКИМ ОПЫТОМ РАБОТЫ МОГУ ПОДЕЛИТЬСЯ СО СВОИМИ КОЛЛЕГАМИ

(на семинарах, заседаниях РМО, ШМО)

   

КАКИЕ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (техники, методы) ПЛАНИРУЕТЕ ИЗУЧАТЬ В УЧЕБНОМ ГОДУ

   

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ

   

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
 

 

УСПЕВАЕ

МОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ИТОГАМ ГОДА,

ГИА, ВПР, АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОНТРОЛЬ

НЫХ РАБОТ

(баллы суммируются)

Четверть

ВПР

Административные к/р

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

РЕЗУЛЬТАТЫ

БАЛЛЫ

ГИА

По итогам года

Качество:

Музыка, ИЗО, физическая культура, родной язык и литература, астрономия, технология    -100%

— 10 баллов,

90 и более % — 9 баллов,

80 и более% —  8 баллов,

70 и более % — 7 баллов,

60 и более% — 6 баллов,

50 и более % — 5 баллов и т.д.

Русский язык, литература, математика, физика, биология, химия, информатика, география, история, обществознание, английский язык

75-100%

— 10 баллов,

71-74 % — 9 баллов,

66- 70%  — 8 баллов,

56-65%-7 баллов,

46- 55% — 6 баллов,

36-45 % — 5 баллов,

26-35 % — 4 балла,

16- 25% — 3 балла,

10-15% — 2 балла,

ниже 10% -1 балл

ПОДГОТОВКА ПОБЕДИТЕЛЕЙ и ПРИЗЕРОВ ОЛИМПИАД, КОНКУРСОВ, НПК

 ( баллы суммируются)

№п/п

Название олимпиады, НПК, конкурса/ организаторы конкурса

Уровень

ФИ участника

Класс

Место

1

2

3

4

5

6

При подготовке победителей,  призеров  предметных олимпиад, конференций, конкурсов международного и федерального  уровня  начисляется  7-6 баллов; республиканского уровня  — 5-4 балла; муниципального уровня –3-2 балла,

Районного уровня – 1балл ( баллы суммируются)

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА

 

ОБЩЕСТВЕН

НАЯ НАГРУЗКА

Вид общественной нагрузки/ конкретное мероприятие

Поставить знак

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

 

Руководитель ГМО, творческой группы – 5 баллов

Руководитель ШМО, творческой группы – 3 балла

Разовое поручение – 1 балл

     

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАСТИЯ КЛАССА)

 

ОТКРЫТЫЕ ВНЕКЛАС

СНЫЕ и ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КЛАССА

1 балл за каждое мероприятие

Название внеклассного и внеурочного мероприятия

Дата проведения

Уровень мероприятия

1

2

     

ПОБЕДЫ КЛАССА В КОНКУРСАХ, МЕРОПРИЯ

ТИЯХ

(баллы суммируются)

Название внеклассного мероприятия, конкурса

Дата проведения

место

Уровень мероприятия

1

2

За каждую победу или призовое место на уровне школы – 1 балл, на уровне города – 2 балла, на уровне РТ– 3 балла

     

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

(баллы суммируются)

Куда организована экскурсия

Дата проведения

Количество участников

Уровень мероприятия

1

2

За каждое мероприятие на уровне района – 1 балл, на уровне города– 2 балла, на уровне РТ и РФ– 5 баллов

 

СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Название мероприятия, организованного для родителей, совместно с родителями

Дата проведения

Количество присутствующих родителей

1

2

2 балла – удовлетворительная работа с родителями

1 балл – допускаются ошибки в общении с родителями;

0 баллов – работа с родителями не организована, имеются существенные ошибки в общении с родителями

— 10 балла – имеются жалобы родителей администрации школы

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

 

КАЧЕСТВО И СВОЕВРЕМЕН

НОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТА

ЦИИ

Критерий оценки

Нет замечаний

Есть замечания

Своевременность оформления электронного журнала

Объективность выставления оценок

 

5 баллов – нет замечаний

-5 баллов – имеются замечания

     

ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

Своевременное начало и окончание урока – 2 балла

Опоздание на урок  —  -10 баллов

Отсутствие на рабочем месте во время урока— — 20 баллов

Критерий оценки

Нет замечаний

Есть замечания

Своевременное начало и окончание урока    
Отсутствие на рабочем месте во время урока    
Опоздание на урок    
     

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

3 балла – без замечаний

— 10 баллов – имеются замечания

Критерий оценки

Нет замечаний

Есть замечания

Своевременность проведения инструктажа по ТБ с учащимися

Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке, переменах, на внеклассных мероприятиях

     

ИКТ-компетентность

 

Образовательный сайт педагога, блог  – 5 баллов,

Педагогическая лаборатория педагога в электронном виде – 4 балла,

Системная работа с ЦОР  – 3 балла

Критерий оценки

Баллы

Образовательный сайт педагога, блог

 

Педагогическая лаборатория педагога в электронном виде

 

Системная работа с ЦОР

 

     

ИТОГО:

     

 

Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценки – неотъемлемая часть управления.Администрация школы, которая заботится о каждом педагоге, способствует его мотивации на профессиональную самоотдачу, должна владеть данными обо всех, даже не очень значительных, результатах учителя – его победах и промахах. Рейтинг учителя может подсчитываться по итогам  полугодия или учебного года. Важным моментом является форма подачи результатов рейтинга коллективу.

Следующее направление, по которому ведется работа в нашем учреждении –представление педагогического опыта. Учитель может воспользоваться памяткой «Как обобщать свой опыт». Один из пунктов гласит «Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи».

Школа молодого учителя – одно из направлений методической работы, которая способствует оптимальной адаптации к практической деятельности молодых учителей, даёт возможность планировать их самообразование и профессиональный рост. Для организации работы «Школы молодого учителя» назначается руководитель, имеющий высшую или первую квалификационную категорию. В годовой план работы гимназии включается график проведения занятий, открытых уроков по определенной тематике. В течение учебного года проводится не менее четырех занятий «Школы молодого учителя».

К основным формам работы относятся:

—                   круглые столы, семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;

—                   открытые уроки, внеурочные и внеклассные мероприятия по предмету;

—                   лекции, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания;

—                   изучение передового педагогического опыта;

—                   конкурсы,

—                   рефлексия педагогической деятельности.

Например,в октябре проводитсясеминар-практикумпо теме «Методические основы современного урока».

Вопросы для обсуждения:

1. Лекция-диалог «Структурные элементы современного урока».

2. Практикум по теме «Разработка технологических карт».

3. Изучение методических рекомендаций «Как подготовить современный урок», изучение памятки «Анализ и самоанализ урока».

4. Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и выход из нее».

В декабре в рамках круглого стола по теме «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе» обсуждаются следующие вопросы:

—                   мини-лекция «Использование современных технологий в образовательном процессе»,

—                   обмен мнениями «От чего зависит успех внедрения в практику педагога современных технологий»,

—                   методические рекомендации «Алгоритм построения урока с применением информационно-коммуникативных технологий»,

—                   обмен мнениями о посещенных уроках опытных педагогов и наставников.

В январе проводится Неделя молодого специалиста. Заместитель директора разрабатывает:

—                   критерии оценивания выступления-презентации по теме самообразования в рамках Недели молодого специалиста,

—                   критерии оценивания открытого урока,

—                   критерии оценивания учебно-методического материала, представленного на выставку в рамках Недели молодого специалиста.

В апреле проводится семинар-практикум по теме «Творческий поиск молодого специалиста».

Вопросы для обсуждения:

—                   обмен мнениями по темам «Качества, необходимые учителям», «Профессиональная компетентность учителя»,

—                   творческие отчеты молодых учителей,

—                   круглый стол по теме «Я как учитель: с позиции сегодняшнего дня и с позиции будущего».

Методическую работу гимназии координирует и направляет методический совет гимназии. Цель деятельности методического совета — обеспечение гибкости и оперативности методической работы гимназии, создание условий для повышения квалификации педагогических работников, формирования профессионально значимых качеств учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования, рост их профессионального мастерства.

В гимназии функционируют шесть методических объединений и семь творческих групп по реализации инновационного проекта ««Школа успешных людей» на основе модели Маккинси». Разработаны следующие локальные акты:

—                   положениео методической работе в гимназии,

—                   положение об инновационной деятельности,

—                   положение о творческой микрогруппе,

—                   положениео лаборатории моделирования управленческих технологий,

—                   положение об учебном кабинете,

—                   положениео критериях оценки эффективности деятельности работниковМуниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №139-Центр образования» Приволжского района г. Казани.

Новое время требует новых идей, таких, например, как тьюторство, сетевые сообщества учителей, которые в последнее время в связи с развитием информационных технологий стали особенно популярны. В Казани в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Около 30% наших учителей ведут свои блоги на сайте казанобр, около 60% имеют свои сайты.

Информационная деятельность нашей гимназии представлена работой школьной библиотеки и методическим кабинетом. Обеспечение данных кабинетов методическими пособиями, периодическими журналами и газетами, методическими и дидактическими рекомендациями, ноутбуками, проектором, интерактивной доской сделало их одними из важнейших подразделений методической службы гимназии. Систематическое информирование о новинках педагогической, психологической, методической литературы, формирование банка педагогической информации в процессе подготовки к семинарам, заседаниям методических объединений – это повседневная работа заместителя директора и библиотекаря.

Если педагоги станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе, то образовательное учреждение будет являться площадкой профессионализма и творчества коллектива единомышленников.