Светофор. Сигналы светофора. Изготовление закладки «Помидор-светофор» по одноименному стихотворению Ш.Галиева

(Интегрированное кружковое занятие по ПДД объединения «ЮИД» (1 – 3 класс), посвященного 95- летию со дня рождения знаменитого татарского детского поэта Шауката Галиева)

Резеда ФАРХУТДИНОВА,

педагог дополнительного образования Станции юных техников г. Альметьевска 

Лилия ФАРХУТДИНОВА,

учитель татарского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе средней школы №2 г. Альметьевска 

20 ноября 2023 года исполняется 95 лет со дня рождения знаменитого татарского детского поэта, лауреата Международного почётного Диплома им. Г-Х Андерсена, лауреата Государственной премии РТ им. Г.Тукая Шауката Галиева,.

Цель и задачи:

– повторить сигналы светофора. Научить изготавливать закладку- аппликацию  “Помидор – светофор”, отрабатывать умение детей выполнять аппликацию из фигур по заданному образцу.   Ознакомить  с творчеством  татарского детского поэта Шауката Галиева,  повторить  слова и фразы на татарском языке, ввести их в обиход.

  1. Развивать глазомер, внимание, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук. Сформировать представление у учащихся  о ботанике.  Повысить  коммуникативную компетентность на татарском языке.
  2. Воспитывать законопослушных пешеходов, интерес к чтению, аккуратность и терпеливость.

Средства обучения:  ножницы, клей, образец  закладки, цветная бумага, шаблоны,   портрет Шауката Галиева, знаменитого татарского детского поэта, лауреата Международного почётного Диплома имени Г-Х Андерсена, лауреата   премии имени великого татарского поэта Габдуллы Тукая,  томик стихов Ш. Галиева,  запись песни «Светофор» (слова Резеды Фархутдиновой, музыка Эльмиры Гильфановой), колонки, ноутбук.

Средства обучения, используемые учениками: ножницы, клей, картон цветной, цветная бумага.

Технологическая карта занятия

 

Этапы занятия Деятельность педагога дополнительного образования Деятельность учителя татарского языка и литературы Деятельность обучащиюхся
1. Приветствие

 

 

 

 

2. Проверка готовности к занятию.

 

1. Приветствие

– Добрый день!

Будем правила движения

Изучать без возражения!!!

 

2. Проверка готовности к занятию.

-Давайте проверим, все ли у вас есть на парте. Проверяйте только глазами, руками ничего не трогайте. У вас должно быть:  цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей- карандаш, шаблоны.

 

– Хәерле көн!

 

 

 

 

– Сез әзерме?

 

 

 

 

 

Здороваются,  (хором   повторяют):

– Будем лравила движения

Изучать без возражения!!!

 

Проверяют готовность к уроку

3. Сообщение темы и целей занятия.

Работа по теме занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Практическая часть занятия

Работа с образцом.

Инструктаж по работе с клеем и ножницами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Беседа о  сигналах светофора.

– Действительно, даже помидор напоминает  о необходимости знать и соблюдать ПДД, знать сигналы свтофора и слушаться их.

– Что говорит красный сигнал светофора?

– Что говорит желтый сигнал светофора?

– Что говорит зеленый сигнал светофора?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Практическая часть занятия

 

 

 

– Чтобы не забывать о ПДД и сигналах светофора, сделаем закладку в виде светофора. А вместо огоньков наклеим помидоры.

 

5. Работа с образцом.

-Ребята, теперь внимательно посмотрите на образец.

-Где можно использовать эту аппликацию?

 

– Из каких частей состоит аппликация?

 

– Что является основой?

– Какой сигнал светофора должен быть сверху?

– Какой сигнал светофора должен быть посередине?

– Какой сигнал светофора должен быть внизу?

 

– Сколько деталей нужно для основы?

– Какие инструменты и материалы нам понадобятся?

 

– С помощью чего прикрепляется детали к основе?

– Как и в какой последовательности будем выполнять аппликацию по изготовлению закладки?

Прежде чем мы приступим к работе, вспомним правила техники безопасности. Какие же правила мы используем сегодня на уроке?

Инструктаж работы с ножницами:

1. Не держи ножницы концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

4. При работе следи за пальцами руки.

– Давайте же составим план работы:

Возьмите синий картон.

Вырезаем основу.

Вырезаем помидоры.

Разложить на картоне.

Приклеиваем  помидорки.

 

– Когда все детали готовы, что нужно сделать?

– Как наносить клей на детали? (Наносить клей тонким слоем)

– Ребята, сегодня вы будете работать с клеем, вспомним правила обращения с клеем.

– Правила безопасной работы с клеем:

1. Не допускать попадания клея в глаза.

2. Передавать клей только в закрытом виде.

3. Клей наносить тонким слоем на основу.

4. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место и  протереть руки влажной салфеткой.

Итак, ребята, приступайте к работе.

Яңа мәгълүмат бирү.

– Посмотрите на портрет. Кто знает, кто это?    

Это  Шаукат Галиевзнаменитый  татарский  детский  поэт, лауреат Международного почётного Диплома имени Г-Х Андерсена, лауреат премии имени великого татарского поэта Габдуллы Тукая. 20 ноября исполняется 95 лет со дня рождения Шауката Галиева. Он написал много стихов для детей. (Показать его книгу.) Мы познакомимся с его стихотворением «Помидор-светофор»  на татарском языке и в переводе на русский язык.

Шәүкәт Галиев

Помидор-светофор

Ямь-яшел алдымда.

Су сибим, йомшартыйм,

Мин барыйм яныңа!

Помидор-светофор

Саргайган кай ара.

Бераз көт, түз, диеп,

Әйтерсең  шаяра.

Помидор-светофор,

Син пештең кызарып –

Туктыйм да сокланам,

Китәлмим кузгалып!

Перевод совместно с обучающимися.

Шаукат Галиев.

ПОМИДОР-СВЕТОФОР

Огородный помидор –

Как дорожный светофор.

Если зелен он на грядке,

Мимо топайте, ребятки!

Станет жёлтым – подождите,

Вы пока его не рвите.

Покраснеет – не зевайте,

Стойте, дальше не шагайте!

Выключайте светофор,

Ешьте сладкий помидор!

– Почему стихотворение называется Помидор-светофор?

– Действительно, в природе помидор  сначала бывает зеленым, потом желтеет, и только потом краснеет, то есть созревает.

– Почему поэт написал это стихотворение?  Что он хотел  сказать своим произведением маленьким читателям?

 

 

Давайте споем песню “Светофор” (сл. Р.Фархутдиновой, муз. Э.Гильфановой), которую мы с вами учили в прошлом году.

 

 

– Чтобы не терялась страница книги или учебника, где мы  читаем, нужно ставить закладку.

 

 

 

 

 

На доске слова с переводом:

Кызыл – красный

Сары –желтый

Яшел – зеленый

Зәңгәр – синий

Катыргы – картон

Кәгазь – бумага

Кайчы – ножницы

Җилем – клей

 

Безгә нәрсә кирәк?

Безгә кайчы кирәк.

Безгә җилем кирәк.

Безгә  төсле кәгазь  кирәк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сак эшлибез!

Киселмә!

Төртмә!

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Зәңгәр катыргы алабыз.

2. Турыпочмак кисеп алабыз.

3. Помидорларны дөрес урнаштырабыз.

4. Помидорларны ябыштырабыз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переводят. Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поют песню «Светофор» сл. Р.Фархутдиновой, муз. Э.Гильфановой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Самостоятельная творческая деятельность. III. Самостоятельная творческая деятельность.

– Кому что-то непонятно, поднимите руку.

– Обводку каждой детали делаем с изнаночной стороны бумаги.

– Берегите бумагу, поэтому вырезаем каждую часть у края бумаги.

Эшлибез. Работают.
6.Анализ выполненной работы.

Уборка рабочих мест.

Выставка работ.

Рефлексия.

 

 

IV. Анализ и оценка выполненной работы.

1. Уборка рабочих мест.

– Наводите порядок на столе, работы положите на край.

 

 

2. Выставка работ. Рефлексия.

– Чему научились на занятии?

– Пусть закладки всегда вам напоминают о том, что надо всегда соблюдать ПДД.

– Нинди автор белән таныштык? Нинди шигырь өйрәндек?

– Юл йөрү кагыйдәләрен өйрәндек.

Кызыл утка – тукта.

Сары утка – барма.

Яшел утка гына чык.

Пусть ваши книжки всегда будут в порядке.

Китапларыгызны тәртиптә тотыгыз.

Отвечают.

Убирают рабочие места

Каждый ряд выходит к доске и показывают свои работы

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Окончание занятия. – Кто знает правила движения –

Тому почет и уважение!

– Сау булыгыз, балалар!

Сак йөрегез!

Хором:

– Кто знает правила движения –

Тому почет и уважение!