Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по обучению татарскому языку в рамках реализации национально-регионального компонента
№ 121
Алла ЯШАТОВА,
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории детского сада № 107 г.Казани
Работа любого дошкольного учреждения строится на взаимодействии педагогов. Воспитатели, логопеды, воспитатели по обучению татарскому языку часто решают образовательные и воспитательные задачи с помощью различных видов музыкальной деятельности. Педагоги используют на занятиях такие виды деятельности как слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры, драматизации. В свою очередь, музыкальный руководитель, включает в работу такие виды деятельности дошкольников, которые перекликаются или осуществляются параллельно с работой других педагогов: чтение стихов, элементы логоритмики, изодеятельности, ориентировки в пространстве, физической культуры, развитие творческих проявлений. И от того на сколько тесно и продуктивно сотрудничество педагогов, зависят и результаты проводимой работы.
Остановлюсь более подробно на взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя по обучению татарскому языку.
Слово и музыка органично связаны, так же как эстетические категории музыка и культура. Поэтому в работе музыкального руководителя и воспитателя по обучению татарскому языку есть общие направления. Прежде всего это – национальное воспитание, знакомство с историей, культурой и бытом татарского народа, знакомство с музыкальной культурой на основе татарской классической, народной и современной музыки, совершенствование знаний татарского языка и речевых способностей дошкольников. Приобщение детей к культуре татарского народа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности. Слушая музыку, играя в оркестре, ребёнок получает представление об авторской и народной татарской музыке, пение помогает детям осваивать татарский язык и особенности татарской мелодики. Историю и быт татарского народа дети в доступной форме познают через народные танцы, игры и праздники. Все эти виды деятельности воспитатель по обучению татарскому языку включает и в свою работу, используя в занятиях и праздниках музыкальные иллюстрации, песни, хороводные игры, музыкальные сказки.
Таким образом, работа двух специалистов связана очень тесно и оба они могут и должны оказывать помощь друг другу в подборе и разучивании материала, организации и проведении праздников, знакомить с новинками методической и музыкальной литературы.
Работа по реализации национально-регионального компонента безусловно тесно связана и с реализацией учебно-методического комплекта по обучению русскоязычных детей татарскому языку. В этом большую помощь оказывает совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по обучению татарскому языку.
Моя совместная работа с воспитателем по обучению татарскому языку начинается прежде всего с установления делового контакта с педагогом и максимального включения его профессиональных возможностей в организацию всей работы по музыкальному развитию дошкольников и реализации национально-регионального компонента в том числе.
Начинаю я её с совместного обсуждения годового плана детского сада, творческого плана воспитателя по обучению татарскому языку. В результате консультаций составляю план совместной работы на учебный год. В него входят составление сценариев, практические занятия, подготовка материала к праздникам, изучение репертуара учебно-методического комплекта по обучению русскоязычных детей татарскому языку.
Введение в работу воспитателя по обучению татарскому языку учебно-методического комплекта по обучению русскоязычных детей татарскому языку обогатило существующий репертуар.
Я использую учебно-методическое пособие «Шома бас». Выученный на занятиях по татарскому языку материал включаю в праздники, посвящённые временам года, 8 Марта и другие.
Вместе с воспитателем по обучению татарскому языку составляем сценарии праздников и тематических вечеров: «Науруз», «Поэзия Г.Тукая», «Сабантуй».
Я оказываю помощь воспитателю по обучению татарскому языку в освоении танцевальных движений, исполнении песен.
Воспитатель по обучению татарскому языку подключается на музыкальные занятия в том случае, если воспитатель не владеет репертуаром на татарском языке. Мы практикуем такой вариант: 7 – 10 минут стыковки занятий музыкального и татарского языка, сетка занятий позволяет это организовать.
При планировании своей работы учитываю творческий план воспитателя по обучению татарскому языку. Его необходимо логично встроить в общую систему планирования образовательной области «Музыка».
Воспитатель по обучению татарскому языку помогает мне включить в перспективное тематическое планирование музыкальный репертуар, учитывая способности и возможности детей.
В результате совместной работы появился перспективный тематический план с учётом этнокультурного компонента.
В перспективный тематический план включается материал, согласованный с темами воспитателя по обучению татарскому языку: «Осенние настроения», «Любимые игрушки девочек и мальчиков», «Моя семья» и другие. В плане есть тематический блок «Пой, танцуй, играй», который полностью составлен из произведений татарской классической, народной и современной музыки. В тематический блок «Мы поём и пляшем» включены произведения русской народной музыки.