Счет в пределах 10

№ 113

(Интегрированный урок математики и окружающего мира в I классе)

Лейсан СУВОРОВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории средней  школы №64 г. Казани

Цели: развитие устных вычислительных навыков в пределах десяти; создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Задачи:

– продолжить формирование знаний о составе чисел в пределах 10;

– развивать умение составлять задачи;

– познакомить со знаками: «пешеходный переход», «подземный  пешеходный переход», «наземный пешеходный переход», «дети»,  «движение пешеходов запрещено»;

– развивать внимание, память, логическое мышление, самостоятельность, способность к самооценке;

– воспитывать культуру поведения на улице и дороге.

Формирование универсальных учебных действий:

регулятивные:

– формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

– развивать способность определять последовательность выполнения действий при решении примеров и задач, сравнивать результаты своей работы с заданным эталоном;

– определять и осознавать уровень усвоения и успешность выполнения задания в диалоге с учителем;

познавательные:

– наблюдать и делать выводы;

– развивать способность составлять задачи, вычленять главное и второстепенное;

– определять способы решения задач;

коммуникативные:

– слушать и понимать речь своих товарищей;

– развивать умение точно выражать свои мысли, работать в парах;

личностные:

– формировать  навыки самооценки, понимание смысла учебной деятельности;

– контролировать себя, свои действия;

– чувствовать ответственность за безопасность свою и других людей на дороге  и понимать речь своих товарищей;

– развивать умение точно выражать свои мысли, работать в парах;

личностные:

– формировать  навыки самооценки, понимание смысла учебной деятельности;

– контролировать себя, свои действия;

– чувствовать ответственность за безопасность свою и других людей на дороге.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность

учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

 

– Здравствуйте, ребята!

– Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло письмо. По дороге письмо попало под дождь и некоторые слова в письме отсутствуют. Попробуйте прочесть.

«Дорогие ребята, приглашаю вас в страну… Дорогу вам укажет… Помогите мне расколдовать…». 

– Что-то непонятно. В какую страну мы должны отправиться? Что нам укажет дорогу, что поможет расколдовать?

– Ребята, вам понятно?

– Давайте поищем, может быть, мы где-нибудь найдем подсказку? (Учитель читает.)

По городу, по улице,

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правил ты,

Легко попасть впросак.

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

– Вы догадались, в какую страну нас приглашают?

– А кто же нам укажет дорогу в эту страну?

– Отгадайте загадку:

Я глазищами  моргаю

Неустанно день и ночь

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

– Правильно: светофор.

– Что случилось в этой стране? Хотите узнать?

– В этой стране случилась беда. Злая ведьма заколдовала все дорожные знаки. Жители этого города ждут вашей помощи. Поможем, ребята?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– В страну дорожных знаков

 

 

 

 

 

– Светофор

 

 

– Да

 

 

 

Поможем

II. Актуализация знаний и фиксация пробного учебного действия

 

 

– Для этого надо пройти все препятствия, выполнить задания и расколдовать  дорожные знаки.

– Посмотрите внимательно на светофор. Куда пропали все сигналы?

– Нам надо правильно выполнить задание, и тогда светофор откроет свои глаза

Арифметический диктант

  1. Найди сумму чисел 8 и 2
  2. Найди разность чисел 10 и 5
  3. Уменьшить на 3 число 7
  4. 9 минус 2
  5. Дополни 4 до 6
  6. Какое число надо вычесть из 9, чтобы получилось 6?
  7. На сколько 6 больше, чем 5?
  8. Из 8 вычесть 0.

Взаимопроверка.

– Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте работу товарища

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

10, 5, 4, 7, 2, 3, 1, 8

III. Локализация индивидуальных затруднений

 

– Молодцы! Вот посмотрите, светофор заработал.

– А для чего нужен светофор?

 

– Правильно. Светофор – добрый друг и помощник водителей и пешеходов. Он указывает, кому разрешается ехать или идти, а кому стоять на месте. И все обязаны подчиняться его сигналам.

– Давайте продолжим наше путешествие по стране дорожных знаков. Посмотрите, что же это такое.

– Давайте попробуем отгадать ребус.

– Молодцы! Но на нашем пути встретилась дорога.

«Иди через дорогу там, пешеход,

Где знаком указан тебе переход»

– Давайте попробуем перейти дорогу. Для  этого вставьте пропущенные числа, вспомнив состав числа 10.

 

 

(Ответы детей.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают и на экране появляется слово «улица»

IV. Построение проекта выхода из затруднения  Реализация построенного проекта

 

(Дифференцированная работа по карточкам: «слабые» дети решают 3 – 4 примера, вставляя пропущенные слагаемые, «средние» дети решают примеры, вставляя пропущенные слагаемые; «сильные» показывают все способы образования числа 10.)

  Карточки для «слабых»

+3 = 10

6  +     =10

2 +      =10

+ 9 =10

  Карточки для «средних»

1+       =10          3+      =10

8+       =10          6+      =10

+ 2 = 10               +7=10

5 +      = 10          9+      =10

4+      = 10

Карточки для «сильных»

+      =10                  +     =10

+     =10                   +     =10

+     =10                   +     =10

+      =10                  +     =10

+     =10

V. Первичное закрепление во внешней речи

 

– Давайте проверим.

– Ну, что же, мы готовы переходить дорогу.

– Посмотрите, что же это за знак у дороги?

Этот знак такого рода:

Он  на страже пешехода.

Переходим с вами вместе

Мы дорогу в этом месте.

Как называется этот знак?

 

– Пользуясь пешеходным переходом, нужно быть очень внимательным. Ведь ты переходишь на другую сторону дороги по проезжей  части улицы. Подходя к наземному переходу, остановись и посмотри налево, а дойдя до середины дороги, посмотри направо, убедись, что нет поблизости транспорта.

– Молодцы! Итак,  мы перешли дорогу.

– Ай-ай, что же такое? Кто-то перебегает дорогу, а на него несутся автомобили.

– Напомним ротозею строго:

Стоп! Здесь проезжая дорога!

Кто так на улице резвится,

Потом окажется в больнице.

– Посмотрите, здесь даже знак стоит.

– Какой это знак?

 

 

– А чтобы пойти нам дальше, нужно решить задачу:

Задача. У дороги в мяч играло 6 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько всего девочек играло у дороги?

– Это «правильная» задача?

– А правильно ли вели себя ребята?

– А кто из вас играет у дороги?

– А где можно играть в мяч?

 

                                                                                       

 

– Составьте задачу о детях, которые не нарушают правила дорожного движения и играют в положенном месте.

 

 

 

 

 

 

«Пешеходный переход»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Движение пешеходов запрещено»

 

 

 

 

 

 

– Во дворе дома, на детских площадках.

(Ответы детей.)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Задача. На детской площадке в мяч играло 6 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько всего девочек играло на площадке в мяч? (Проверка по слайду 13.)

 

 

 

Физминутка

Я иду и ты идешь,

Раз, два, три.

Я пою, и ты поешь-

Раз, два, три.

Мы идем и поем-

Раз, два, три.

Очень дружно мы живем-

Раз, два, три.

– Смотрите, ребята, у нас на пути еще один знак.

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

– Какой это знак? Для чего он служит?

 

 

 

– А это что за знак?

На дороге пешеходам

Делать нечего сейчас.

Под землею даже площадь

Перейти гораздо проще.

– Правильно, а чтобы спуститься по этому подземному переходу, мы должны исправить ошибки в примерах.

2+7=10

6-3=4

8-5=2

– Давайте проверим.

– Посмотрите, еще один знак.

Что за лестница вверху?

Ты идешь как по мосту.

От машин тебя спасет

Наш …

 

– Поднимемся по переходу – исправляя  ошибки.

4+3 =8

9-4=7

5-0=0

– Проверяем

Самостоятельная работа. Решение задачи записать в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предупреждает водителей, что близко школа или детсад.

 

«Подземный пешеходный переход»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Надземный переход»

 

VII. Включение в систему знаний и повторение

 

 

– Итак, мы все задания выполнили. И страна дорожных знаков хочет вам что-то сказать. Для этого вы должны расшифровать слово, решив примеры и расставив ответы в порядке возрастания

7+0+1–5=    л

4–1+6–7=     о

7–6+1+3=    д

2+3+4–8=    м

9–9+4–0=     о

6–4+6–2=     ц

2+6–3+2=    ы

– Какое слово у вас получилось? Что хочет сказать вам страна дорожных знаков?

– А сейчас проверим вашу внимательность. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья» Будете отвечать хором.

Игра «Это я, это я — это все мои друзья

Если вы знаете дорожные знаки, правила дорожного движения и поступаете согласно этим правилам, то отвечайте – «Это я … », если не согласны, то молчите.

1. Кто из вас идет вперед,

Только там, где переход? (Это я …)

2. Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора? (…)

3. Знает кто, что цвет зеленый

Означает что путь открыт,

А что желтый свет всегда нам

О внимании говорит? (Это я …)

4. Знает кто, что красный цвет –

Это, значит, хода нет? (Это я …)

5. Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой ? (…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Молодцы)

 

VIII. Рефлексия учебной деятельности – Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Вам было легко или были трудности?

– Что вам понравилось на уроке?

– Какие дорожные знаки мы сегодня повторили?