«Речевой этикет»
№ 106
(Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе)
Ляйсан АХМЕТЗЯНОВА,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Урахчинской основной школы
Рыбно-Слободского района
Тип урока: урок-беседа.
Цели и задачи:предметные: — знать понятие «речевой этикет»; происхождение и правописание этикетных слов ;уметь применять эти правила в практической деятельности.
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию
Оформление:
1.Фильм «Хорошие манеры» («Ералаш»)
2.Эпиграф к уроку: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» Сервантес
Оборудование: компьютер, экран и проектор
Раздаточный материал: электронный словарь, листочки с текстами
Ход урока:
Учитель: Ребята, сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос интересный и большой, и ответить на него за один урок невозможно.
Раскройте смысл слова вежливость, прочитав данный текст. Влияет ли вежливость на настроение собеседника при обращении?
Вежливость-это умение быть деликатным , тактичным, проявлять уважение к человеку в любой ситуации общения. (Н.Формановская)
Прочитайте текст и скажите , что ы понимаете под речевым этикетом. Часто ли вы пользуетесь словами, относящимися к речевому этикету?
То, что понимают под речевым этикетом, Используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых , а иногда и незнакомых , прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся , кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем , сочувствуем; мы советуем, просим , предлагаем и приглашаем. Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости , вежливости , то есть то, без чего нам с вами нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.
( По книге «Вы сказали: Здравствуйте»)
А сейчас мы проведем словарную работу, обратимся к электронному словарю и запишем слова .
Вежливость – Свойство по знач. прил. вежливый; учтивость, обходительность.
Учтивость – -и; ж. Почтительная вежливость. Сохранять учтивость в обращении. Отличаться учтивостью (работа в тетрадях)
Запись даты и темы урока.
Учитель:.Запишите в тетради тему и попробуйте сформулировать цель урока.
Цель нашего урока:
познакомиться с историей русского речевого этикета и этикетными формулами;
учиться употреблять этикетные формулы в различных речевых ситуациях.
Работа с эпиграфом.
Учитель: Пожалуйста, обратите внимание на экран. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова испанского писателя Мигель де Сервантеса? Ребята, а вы считаете себя вежливыми, учтивыми людьми?
Ученики:Да. Мы стараемся быть всегда вежливыми.
Объяснение нового материала
Раздается стук в дверь. Входит Мальвина (роль исполняет подготовленная ученица)
Мальвина: Добрый день, мальчики и девочки. Вы, конечно, меня узнали? Я Мальвина.
Учитель: Здравствуйте, Мальвина. Проходите, пожалуйста. (ученикам)
А вам понравилось приветствие Мальвины?
Ученики: Да. Она очень доброжелательно поздоровалась. Была вежлива… Учитель: Приветствие Мальвины заставляет нас вспомнить о тех правилах этикета, которые необходимо соблюдать, когда мы с кем-то здороваемся .
Мальвина: Ой, точно, это так непросто! Я сейчас тоже изучаю этикет, и к вам за этим пришла: мы с Буратино в страну «Вежливых наук» собираемся, погостить. Я решила для этого немного подучить Буратино , чтобы стыдно не былоему за свое поведение. Заходи, Буратино. Поздоровайся с ребятами.
Появляется Буратино.
Буратино:Салют , Мальвина, бонжур ребята!
(Подходит к ученикам, берет у них карандаш )
Буратино: Ой, извините меня , пожалуйста, я , кажется, наступил вам на ногу.Ай, извините меня , пожалуйста, я , кажется , сломал твой карандаш.
Учитель: Ребята, а вам понравилось приветствие и знакомство Буратино?
Ученики: Нет, не понравилось. Буратино не умеет здороваться. Он не знает правила речевого этикета и не умеет знакомиться.
Учитель: Да, правильно, ребята. Нужно сформулировать правила приветствия в зависимости от ситуации. Очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будете говорить. Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, а Буратино эти правила еще не освоил, к сожалению.
Любая форма приветствия несет в себе основной смысл: здороваться, значит желать «здравия». Под «здравием» в данном случае понимается забота не только о здоровье человека, но и его благополучии, самочувствии и настроении. Забота о ближнем, всегда считалась символом достоинства, проявлением воспитанности и доброжелательности
Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.
Мальвина: Вот , Буратино, тебе надо еще учиться правилам этикета.Надо в страну «Вежливых наук».
Буратино: Кому нужны эти правила. Мне и без них хорошо!
Мальвина: Я раздам вам , ребята , и тебе , Буратино, листочки с текстом. Нам надо прочитать рассказ и ответить , какие правила речевого этикета нарушила девочка Нина? С какой целью к ней пришли товарищи? Состоялся ли праздник Дня рождения?
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра –цветы, которые вырастил сам.Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.
— Здравствуй Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…
— Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет.
— А где подарки?
Друзья протянули ей подарки, говорить не хотелось.
— Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – 20 штук и не самодельные, а китайские.
— Ну ладно проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не дотрагивайтесь, еще запачкаете.
Ребята оглянулись и назад к двери.
— Подождите. Куда же вы?
Но ребята ушли, не слушали ее.(По рассказу Л.Каминского «Сходили в гости»)
Мальвина:- Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова ?
Ученики: У ребят настроение испортилось, потому что Нина повела себя неправильно
Мальвина:
-С какой целью к ней пришли товарищи? Состоялся ли праздник Дня рождения?-
Ученики: Праздник был испорчен. Нина не умеет встречать гостей, общаться с ними.
Мальвина: Как вы бы поступили на месте Нины.?
Ученики: Поступили бы иначе.
Мальвина:- Я думаю, что никто из вас никогда так не поступит. А ты, Буратино, понял, почему нужно изучать правила этикета. Так ведь можно остаться без друзей.
Буратино: Да, я все понял. Я готов .
Закрепление новых знаний
Учитель:А теперь, ребята, инсценируйте свой текст, пользуясь выражениями речевого этикета: проходите, пожалуйста;добрый день;очень рада вас видеть;от всей души поздравляем;от всей души желаем; большое спасибо;благодарю вас;вы очень внимательны;пожалуйста;до свидания.
А теперь прочитайте пословицы.Связан ли их смысл с речевым этикетом? Как вы понимаете каждую из этих пословиц?
1) Лошадь узнают по езде, а человека в общении
2) Не тот грамотен , кто умеет читать, а тот, кто слушает и разумеет
3) Ласковое слово что весенний день
4) Сперва подумай, потом говори
(ученики объясняют смысл каждой пословицы)
Мальвина: А теперь я хочу выяснить ваше знание волшебных слов
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах ,
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим(прости , пожалуйста)
И во Франции , и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Учитель: А сейчас мы посмотрим с вами фильм «Хорошие манеры» («Ералаш»).
Разыграйте речевую ситуацию. Используйте «вежливые» слова.
1.Мальчик крикнул прохожему: Сколько время?Обращаясь к прохожему,мальчик сделал три ошибки. Какие?
(Мальчик должен спокойно спросить: Извините , пожалуйста, не могли бы вы сказать , который час?»)
2.Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8и 11 лет?(Обычно дорогу уступает первым тот, кто вежливее)
Рефлексия
Наш урок подошел к концу. Возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова? А ты, Буратино, даешь слово, что будешь их изучать ?
А мы,ребята, давайте дадим клятву: (читают текст клятвы )
Клянемся вежливыми быть!
Всегда «спасибо» говорить,
«Добрый день» , «до свидания»-
Нет в мире выше звания!
Клянемся вежливыми быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету-
Науку помнить эту.
Клянемся вежливыми быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежду разить мечом волшебным ,
И строгим словом, и целебным.
Комментирование домашнего задания.
Напишите сочинение-миниатюру на тему:« Что нового я узнал о речевом этикете»
Выставление оценок.