Птицы прилетели – весну принесли!

№ 121 

(Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной групп)

Людмила МИЛЕХИНА, Алла ЯШАТОВА,

музыкальныые руководители высшей квалификационной категории детского сада № 107 г.Казани

Афтания МЕДВЕЖОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории по обучению русскоязычных детей татарскому языку детского сада № 107 г.Казани

Цели:

– знакомить детей со старинными традициями предков, в частности, весенними праздниками с образцами фольклора;

– развивать интерес к быту и культуре русского и татарского народов;

– воспитывать любовь к родному краю, дружественное уважительное отношение к людям разных национальностей, живущим в Татарстане.

Ход праздника

(Дети входят в зал, садятся.)

1-я ведущая. Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе порадоваться прилёту птиц в наши края. Этот праздник люди отмечают с древних времён. Послушайте, как это было.

Однажды дети спросили: «Матушка, когда весна придёт?», а матушка им ответила:

«Когда вода разольётся,

Когда лес зазеленеется,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Завтра утром пораньше встанете и пойдёте весну звать-кликать!»

А назавтра испекла матушка из теста птичек, отдала их детям и сказала: «Ступайте на улицу, заберитесь повыше, птичек на ладошки посадите, да позовите: «Весна-весна, поди сюда, жаворонки прилетите, весну-красну принесите!».

И полетели на Русь птицы: и большие и малые. Говорят сорок разных птиц в этот день прилетают, а первыми летят жаворонки. Поэтому этот день называют «Жаворонки».

2-я ведущая. А в давние времена в татарских деревнях люди думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Когда таял снег, бежали ручейки, возвращались из тёплых краёв грачи, люди отмечали праздник «Карга боткасы» («Грачиная каша»). Дети бегали по всей деревне, звали гостей, собирали продукты. Затем весь народ собирался на берегу реки, и начинался праздник. Танцевали, пели, играли, и, конечно же, варили вкусную-превкусную кашу. Пойдёмте на праздник «Карга боткасы».

Дети.

Прилетели к нам грачи,

«Кар-кар-кар» кричат они

И зовут всех на луг.

Приходи и ты, мой друг!

Не забудь ты взять, дружок,

Яйца, соль и казанок.

Молочка добавим в кашу,

Ну, и маслица впридачу.

(Входит бабушка Халима.)

Бабушка Халима. Здравствуйте, я – бабушка Халима, пришла к вам на праздник, крупу, соль, масло принесла.

2-я ведущая. Здравствуйте, бабушка Халима, помогите нам сварить кашу.

Ребёнок. Здравствуйте, бабушка Халима, у вас крупа есть?

Бабушка Халима. Вот вам, дети, крупа.

Ребёнок. Соль, масло мы возьмём, в казан отнесём.

Бабушка Халима. Вот вам масло, вот вам соль, казан вот такой.

2-я ведущая. Вот и собрали мы продукты для каши. А пока бабушка Халима будет варить вкусную кашу, мы, по старинному обычаю, будем веселиться.

(Проводится хороводная игра «Кария-Закария».)

1-й ребёнок.

Грачи за морем были,

Весну-красну добывали,

В родные края прилетели,

Над нашей землёй закружили.

(Девочки исполняют танец с птицами (фонограмма песни «Кошлар килде».)

1-я ведущая. Вслед за грачами вернулись и другие птицы.

2-й ребёнок.

Жаворонки, перепёлки,

Птички ласточки!

Прилетайте к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

(Дети исполняют русскую народную песню «Жаворонушки, прилетите-ка!».)

3-й ребенок.

Яз килә, яз килә!

Сыерчыклар килә.

Гөрләшеп, сайрашып,

Җырчы кошлар килә.

4-й ребенок.

Что нужно, чтобы построить скворечник?

Гвозди, ножовка, доска, молоток …

Чуть не забыл я …

Мой папа, конечно,

Чтобы советом и делом помог.

5-й ребёнок.

Каждый год с порою вешней

Все гостей крылатых ждут.

Только вынесли скворечник,

А скворцы уж тут как тут.

(С детьми проводится игра «Скворушки».)

2-я ведущая. После прилёта птицы начинают вить гнёзда, чтобы вывести птенцов.

6-й ребёнок.

Тили- тили, птички пели,

Взвились к лесу полетели,

Стали птички гнёзда вить,

Кто не вьёт тому водить.

(С детьми проводится игра «Түбәтәй» («Тюбетейка», диск «Шома бас», трек №14.)

7-й ребёнок.

Приходи, весна, скорей,

Землю солнышком согрей.

Чтобы птицы звонко пели,

Чтобы стало веселей.

(Мальчики исполняют «Танец с ложками» («Барыня», русская народная мелодия.) 

8-й ребенок.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения,

И значит настроение

У всех людей весеннее.

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие.

А в небе солнце тёплое,

Весёлое и доброе.

9-й ребенок.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются.

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

В край родной, как домой,

Прилетают все весной

1-й ребенок.

Туктап сана,

Тамчы тама: тып-тып-тып.

Төшә-төшә

Бозны тишә: тып-тып-тып.

Яз бу – ишет,

Кача ишек: тып-тып-тып.

(Дети исполняют песню «Яз җитә» (муз. Д.Файзи, сл. Ф.Карима.)

1-я ведущая (несёт казанок с готовой кашей). Замечательно мы с вами повеселились! Готова ли наша каша? Нужно проверить. Угощайтесь, птицы, мы рады вашему прилёту! (Девочки с птицами в руках пролетают вокруг казана.)

2-я ведущая. Дорогие дети, вас тоже ждёт вкусная каша, приятного аппетита!

(1-я ведущая вносит жаворонков на подносе, ставит на стол. Дети исполняют русскую народную песню «Жавората, жавората».)

Дети (с жаворонками в руках).

Ой вы, жаворонки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье, второе – овечье,

Третье – человечье!

1-я ведущая. Вот так мы и живём: кашу едим, пряники жуём.

2-я ведущая. Мёдом запиваем, вас в гости приглашаем!

(Праздник продолжается угощением детей в группе.)