Применение современных педагогических технологий в работе с текстом
(С.Т. Аксаков «Гнездо» в 1 классе)
Лейсан СУВОРОВА,
учитель начальных классов
гимназии №189
г. Казани
Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от общения с авторами произведений – главнейшая задача на сегодняшний день.
На своих уроках мы применяем такие современные педагогические технологии, как экспресс-диагностика и ментальные карты, как способ систематизации знаний с помощью схем. Эти технологии позволяют развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста.
Работа над произведением начинается с экспресс-диагностики. Она способствует концентрации внимания, вырабатывает активность мысли, развивает словарный запас, логическое мышление.
На интерактивной доске набор картинок, связанных с произведением. Учащимся в течение 1 минуты нужно запомнить как можно больше предметов. Затем, экран закрывают и учащиеся должны записать названия предметов по памяти.
Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание материала, и поможет при составлении ментальной карты.
Одной из главных задач уроков литературного чтения является развитие навыков монологической речи, но время урока ограничено. И здесь как раз выручают ментальные карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом ее элементов. А свернутая информация, представленная в графической форме,- хорошая опора для развития монологической речи.
Составление ментальной карты.
- У каждого на парте лист бумаги, в центре которого автор и название произведения в виде гнезда, от которого отходят толстые ветви.
- Главные звенья вокруг центрального рисунка. Разделяем текст на части и находим ключевые слова – в данном произведении это слова-действия (ходим смотреть, спугивали, бросала, высиживала, не переставали следить).
- Начнем добавлять второй уровень мыслей. Эти слова или изображения связаны с основной веткой, которая запустила их. Соединяющие линии более тонкие. (ХОДИМ СМОТРЕТЬ – увидев гнездо, как мать сидит на яйцах; СПУГИВАЛИ – птица улетает из гнезда, куст барбариса и крыжовника, смотрим яйца в гнезде; БРОСАЛА – птица улетала, доставали яички, уносили домой; ВЫСИЖИВАЛА – находили птенцов, прилетала кормить, радостные дети; НЕ ПЕРЕСТАВАЛИ СЛЕДИТЬ –птенцы росли и покидали жилище)
Таким образом, ребенок получает знания не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Ментальные карты – это интересно и современно. Их использование в системе обязательно дают результаты:
- Концентрация внимания на важных моментах;
- Визуально четкие ассоциации;
- Повышение мотивации, качества знаний;
- Развитие творческих способностей;
- Активизация деятельности;
- Корректировка знаний учащихся.
