Основные задачи и их реализация на уроках музыки в рамках образовательной программы школы-интерната для детей с ОВЗ
Гульсиня АЙСИНА
учитель музыки Нурлатской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья
Музыка, будучи феноменом, имеющим довольно сильный эмоциональный отклик, играет значительную роль в рамках образовательной программы школы-интернат для детей с ОВЗ. Она способствует иному восприятию мира, доступное как детям с глубокой умственной отсталостью, так и эстетическому восприятию обучающимися с иными видами ОВЗ. Кроме того, этот предмет включает в себя возможность проявление артистических навыков, активное взаимодействие со сверстниками.
Для пробуждения интереса к данному предмету необходимо корректно выстраивать процесс урока и выбирать произведения с особой тщательностью. При этом нужно помнить, что музыка является одним из главных элементов формирования эстетических и духовно-нравственных ценностей. Кроме того, возможность в дальнейшем перетекания урока в внеурочную деятельность – концерты, хор – позволяет педагогам объединится и направить усилия во благо общей цели.
На уроках музыки должны выполнятся следующие задачи:
– формирование представления о разных музыкальных жанрах, композиторах;
– умение работать с ограниченным списков музыкальных терминов;
– формирование адекватной реакции в восприятии музыки, самовыражения посредством музыки.
Развитие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти положительно влияет на обучающихся в рамках всей образовательной программы. Так, у учителя музыки есть возможность вносить свой вклад в общее становление обучающегося, в его личностное развитие.
Одним из наиболее популярных и эффективных способом реализации вышеописанных задач является внедрение игровых технологий в план уроков музыки. Большая часть из них считается значимой частью здоровьесберегающих технологий. Так, для развития слуха можно применять различные предметы, издающие звуки разных тональностей, или же хлопать ритм той или иной песни, подключив, тем самым, моторику и направив ученика на более активное действие, нежели просто прослушивание композиции.
Тренировка внимания и улучшение быстроты реакции достигается и посредством следующей игры: выбирается ведущий, который будет двигать предметы с определённой скоростью, согласно которой другие ученики должны медленно или быстро пропеть определённый отрезок песни. В рамках данной активности происходит лучшее запоминание текста. Так же это расширяет словарный запас ученика, увеличивает контроль за речью.
Импровизированные сценки, сопровождающиеся той или иной песней, развивает воображение и умение прислушиваться к тексту, улавливать главную идею композиции. К тому же, визуальное и аудио восприятие учеников, не участвующих в составлении мини-сценки, помогает их более глубокому восприятию, при корректировке и содействии учителя, конечно.
Способность пробудить интерес и интегрировать ребёнка в хоровую деятельность так же является одной из задач преподавателя. Обучающийся становится частью иного коллектива, осознаёт свою ответственность, работает в команде и учится преодолевать трудности, связанные с выступлением на публике.
Дети постепенно учатся разбираться в музыкальных инструментах. Для этого применяются визуальные материалы – иллюстрации, презентации, видеоролики (от современных до древних: орган, клавесин) или настоящие инструменты как балалайка, баян. При помощи различных приёмов (например, викторина «Угадай мелодию», музыкальная игра «Волшебная шкатулка») достигается и различение детьми по звуку данных инструментов.
Презентации должны разрабатываться с учетом темы урока, а также возрастных и психологических особенностей каждого ребенка, класса. Репертуар также подбирается с учётом возрастных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективность нашей с детьми совместной деятельности за небольшой промежуток времени уже значительно возросла, дети с удовольствием участвуют не только в общешкольных мероприятиях, но и в городских конкурсах и мероприятиях, вот уже на протяжении нескольких лет мы участвуем в ежегодном республиканском фестивале детей с ОВЗ «Возьмемся за руки, друзья!», «Без – бергә!».
А самое главное, дети с желанием выступают на сцене. Достижение – это то, что дети с ограниченными возможностями здоровья активно вовлечены в общий музыкальный процесс, и это создаёт необходимые предпосылки для развития их эмоционально-волевой сферы и социализации.