Моя педагогическая мастерская
№ 105
Татьяна ОВЧАРОВА,
учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» г. Казани
Начну с того, что в 2011 году наша школа начала работу по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Я, как классный руководитель должна организовать деятельность учащихся не только на уроках, но и во внеурочное время. На методическом объединении наш коллектив остановился на 5 основных направлениях внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность дает широкий простор для раскрытия творческих способностей и индивидуальных склонностей ребенка. Набирая класс, я определила для себя воспитательную тему: «Гармоничное развитие личности, способной к духовному и физическому саморазвитию и самосовершенствованию».
Основываясь на своём опыте, я решила, что лучше всего реализовать свои задачи мне поможет проектная деятельность. Метод проектов эффективен и актуален. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Проектов у нас в начальной школе сразу несколько, все они долгосрочные. Работу планирую на 4 года. Сегодня я расскажу (остановлюсь) на двух из них.
Первый проект экологического воспитания «Проблемы Земли – мои проблемы». Сегодня это одна из самых актуальных проблем человечества. Знакомясь на уроках окружающего мира с темой природы и экологии, мы расширяем свои знания во внеурочной деятельности.
Научно-познавательное направление. Ребенок озвучил проблему о значении деревьев для города и этот переросло в исследовательскую работу «Значение тополя для жизни нашего города». Встал вопрос – а что мы можем сделать для этого. Проводили беседы с сотрудником института экологии, знакомились с Красной книгой Республики Татарстан. Проводили расчеты, сколько можно сохранить деревьев, если сдашь макулатуру. Как сохранить воздух в городе чистым? Результат – 1 место на республиканской конференции исследовательских работ.
Художественно-эстетическое направление. Сначала мы оформляли классные газеты, потом выпускали листовки, проводили праздники, один из них — первый форум школьников, на котором поднимали вопросы экологии.
Спортивно-оздоровительное направление. Благодаря тесному сотрудничеству с родительской общественностью мы организовывали выезды на природу, экскурсии, сажали деревья, проводили праздники «Птицы прилетели». Посетили страусиную ферму.
Гражданско-патриотическое и социальное направление.
Свою гражданскую позицию ребенок может проявить, участвуя в классных, школьных и городских природоохранных акциях. У нас в школе проходят ежегодные акции по сбору макулатуры. Начинали с малого. Последний сбор макулатуры показал высокую активность школьников. Было собрано 5т 600 кг. Такое количество собранной макулатуры позволяет сохранить 90 деревьев. Участвовали в озеленении своего класса, школы, школьного двора. Потом, в рамках городского марафона провели свою акцию «Посади дерево», в результате которой было посажено 42 дерева. На сайте школы можно посмотреть фильм об этой акции. Принимаем участие в ежегодной городской акции «Построй скворечник». В этом году, в сотрудничестве с руководителем кружка операторского искусства сняли фильм о влиянии шума на человека и всё живое. Если на первом этапе работы с этим проектом я старалась заинтересовать детей и родителей, то сейчас они сами проявляют инициативу и предлагают разные решения.
Таким образом, мы видим, что во время работы над проектом, все направления внеурочной деятельности тесно связаны вокруг одной темы «Экология».
Второй проект «Я и Безопасность». Одна из важных тем сохранения жизни человека. Наша школа территориально находится на перекрестке достаточно оживленных улиц города, что надо этой теме уделить глубокое внимание. На первом этапе провела опрос среди детей и родителей на знания правил дорожного движения. Выявила проблему о необходимости расширять знания по ПДД. Затем вместе с детьми и родителями составили маршрут «Безопасный путь домой». Проводили конкурсы рисунков, оформляли газеты, участвовали в творческих конкурсах, в олимпиадах «Азбука безопасности». Работа опирается на совместную деятельность с родителями. Ведь семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя.
Занятия у нас проходят не только в классе, но и на улице, где мы изучали месторасположение школы, составляли безопасный маршрут. А когда решили участвовать в конкурсе «Безопасное колесо», отрабатывали навыки вождения велосипеда. У нас была возможность встречаться с инспектором Вахитовского отдела УГИБДД по РТ, выезжать на оборудованную площадку «Городок» у центрального ГИБДД. Изучать правила оказания медицинской помощи, помогали медработники школы. Большую помощь оказывали и медики среди родителей.
Результатом всей проделанной работы стала победа на конкурсе «Безопасное колесо». В районе – первое, в городе – первое, в республике — первое. Последний республиканский этап заставил нас окунуться в интересную, захватывающую атмосферу. Соревнования проходили в Набережных Челнах. Три дня ребята доказывали свои хорошие знания среди 60 команд республики. Это был хороший опыт. Потом дети показали прекрасные знания и на Российских соревнованиях. Сейчас мы агитбригадой выходим с пропагандой ПДД во все классы начальной школы.
Не один из проектов работать не будет, если мы не будем работать в триединстве школа-семья-ученик. Наблюдения показывают, что к концу обучения в начальной школе учебные дела и внеклассная деятельность являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив. И в заключение хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию классного коллектива дает свои результаты.
Дети учатся жить у нас.
Мы учимся жить у детей.