Мини-музей в детском саду
№ 111
Римма ГАНИЕВА,
воспитатель по обучению детей татарскому языку детского сада №77 г .Казани
Задача воспитателя по обучению дошкольников татарскому языку не только научить русскоязычных детей говорить на татарском языке, но и ознакомить дошкольников с традициями, с бытом, с фольклором, с символикой, знаменитыми людьми родного края, с историей Родного города и республики.
ФГОС дошкольного образования так же трактует нам о том, что содержание программы должно формировать знания о малой родине и Отечестве. В нашем детском саду эта задача решается следующем образом.
В городе Казани с 1000 летней историей, есть много исторических мест и достопримечательностей, музеев и выставочных центров. Мы провели анкетирование среди родителей и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада не только не осматривали достопримечательности нашего города с родителями, но и не посещали музеи, причем по разным причинам. Многие из них считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Хорошим решением этой проблемы стало посещение нескольких музеев города совместно с родителями. Мы с подготовительной к школе группой посетили Национальный музей РТ и рядом стоящую мечеть Кул Шариф.
Следующим этапом была экскурсия совместно с родителями в литературный музей Габдуллы Тукая.
А летом по приглашению одного родителя мы побывали в музее Закабанной мечети. Детей мы заинтересовали музеями, но возникли трудности с перевозками, финансовые затруднения, малоактивность родителей. Как же привлечь внимание родителей к решению данной задачи?
Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственный «мини-музей», где дети могли бы знакомиться с историей и достижениями в разных областях малой родины, бытом и традициями народов Татарстана.
Мини-музей в детском саду родился с малого – уголка. По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении кабинета. Все вопросы, связанные с организацией музея, его ведением, были поставлены на повестку дня на педагогическом совете. К обсуждению пригласили и родительский комитет. План работы музея скоординировали с годовым планом работы детского сада. Решили создать постоянно действующие и однократные экспозиции, связанные со знаменательными датами из истории родного края, России, известных людей республики. В план включили занятия, праздники, экскурсии.
Залог успешности и востребованности мини-музея в нашем детском саду – его интерактивность. Детям разрешается рассматривать вблизи игрушки, посуду, картины, трогать, щупать, одевать костюмы, головные уборы. В результате они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал, делятся с родителями своими впечатлениями от посещения музея.
Музейные экспозиции готовятся творческой группой педагогов, детей совместно с родителями, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Многие экспонаты нашего музея сделаны руками педагогов и родителей совместно с детьми. Выставки могут быть как краткосрочными, так долгосрочными. Это зависит от интереса детей и родителей к данной теме и реализации годового плана детского сада.
Руководство и педагоги детского сада очень ответственно подошли к дизайну каждого уголка музея, старались сделать интерьер гармоничным и уютным, вложили материальные средства и собственные силы. И в результате музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, родители и гости нашего детского сада. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник.
Первая экспозиция нашего мини-музея была посвящена культуре и быту народов Татарстана.
Для сбора экспонатов обратились к родителям воспитанников и сотрудникам с просьбой поделиться старинными вещами, утварью, орудиями труда. Результат превзошел наши ожидания: бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные салфетки, платочки. Дети вместе с родными отыскивали старинные предметы, посуду и кухонную утварь, одежду. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым родного края. Так по крупицам стали появляться экспонаты музея.
Следующая выставка «Одежда народов Татарстана и Поволжья». Знакомили дошкольников с традиционными костюмами народов республик: татар, кряшенских татар, русских, чувашей, мордвы на основе музейной коллекции. На итоговое занятие по этой теме бабушка одного ребенка пришла в кряшенском костюме и спела нам народную песню, а мама другого ребенка прочитала стихотворение на родном чувашском языке. Такие мероприятия сближают детей с их родными людьми.
«Дорога в космос» – для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Знакомили детей с нашими космонавтами. Эта тема особенно заинтересовала детей и их родителей. Их совместные работы выставлены в музее детского сада. По рекомендации воспитателей родители знакомили своих детей с темой космонавтики. По книгам, мультфильмам, после чего дети делились своими познаниями в группе среди сверстников. В музее дети играли, трогали экспонаты, лепили, рисовали.
«Г.Тукай – детский поэт». Очень активными были в оформлении музея родители старшей группы. Организовали выставку по сказкам и стихам Г.Тукая, Родителями средней группы были изготовлены куклы по произведениям «Су анасы» и «Бала белән күбәләк». Вы их сможете увидеть сегодня в нашем мини-музее.
И конечно же, мы не забываем праздники как 9 Мая – День Победы. В этом году мы тоже начали собирать экспонаты, дети начали приносить фотографии, письма, личные вещи своих про, про-продедушек и бабушек.
При реализации проекта «Говорим по-татарски» возникла необходимость в активизации родителей для создания пособий по закреплению тем. Таким образом были созданы образы главных героев программы обучения дошкольников татарскому языку Акбая и Мияу. Получился коллективный труд родителей и детей: кто-то шил, кто то вязал, кто-то лепил из соленого теста.
Для игры «Магазин одежды» по проекту «Уйный-уйный үсәбез» была изготовлена одежда для кукол разных цветов и размеров.
Так же активно участвовали родители в изготовлении пальчиковых игр, которые пользуются неизменным успехом у детей при изучении татарского языка.
Интересные выставки получились из совместных работ детей с родителями «Мияу һәм Акбай – безнең дусларыбыз», «Без мультфильмнар карарга яратабыз», фотоколлаж по проекту «Без инде хәзер – зурлар, мәктәпкә илтә юллар».
Были продуманы различные выставки, конкурсы рисунков, поделок, где родители совместно со своими детьми изготавливали разнообразные поделки. Лучшие работы были выставлены в нашем мини-музее, что побудило родителей с еще большим желением участвовать в жизни детского сада и оформлении экспозиций музея.
Наличие его в нашем детском саду позволяет активно вовлекать детей и их родителей в организацию музейного процесса, в подготовку экспонатов тематических выставок, к участию в экскурсиях, что способствует укреплению микроклимата в семьи и установлению партнерских добрых взаимоотношений с коллективом дет. сада как того требует ФГОС ДО.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, стал близким и понятным каждому ребенку, что позволило не только повысить уровень знаний о родном крае, но и воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.