Мастер — класс «Диалог культур»
Мастер — класс «Диалог культур»
Алина РАИМОВА,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
гимназии №1 города Лаишево
Цель: представление опыта работы по технологии «Диалог культур».
Задачи мастер-класса:
- Знакомство с педaгогической технологией «Диалог культур».
- Использование педагогами основ этнопедагогики при разработке уроков, внеурочных занятий, мероприятий.
- Формирование межкультурной коммуникабельности.
Добрый день! Я, Раимова Алина Ришадовна, приветствую вас на своем мастер-классе. Мы с вами живем в 21 веке, в веке стремительно развивающемся. Нашей стране необходимо конкурентоспособное общество. Современное образование способно сформировать духовно богатую личность, любящую свой язык, народ, культуру.
Посмотрите, пожалуйста, сюда. Что вы видите? Какой смысл несёт представленная здесь композиция? (на столе попарно расставлены куклы в национальных костюмах)
(Куклы смотрят друг на друга, будто общаются, между ними «происходит диалог»)
Что бы это могло значит? Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего мастер-класса?
-Диалог культур и народов!
Это одна из важных педагогической технологий, на мой взгляд, для формирования духовно-нравственных ценностей и не только. Это взаимодействие культур между собой, обмен опытом различных народов и т.д.
-Большое спасибо за ваши ответы!
Ученый Российского Гуманитарного университета Владимир Соломонович Библер и учитель – экспериментатор Курганов Сергей Юрьевич являются разработчиками этой технологии. (на слайде)
Какова может быть цель данной технологии?
(формирование диалогического сознания учащихся, развитие поликультурного мышления, умение устанавливать диалог между различными культурами.) (на слайде)
Итак, познакомимся подробнее с данной технологией.
Наша сегодняшняя встреча необычная, ведь нам с вами предстоит возвести «дом дружбы», где все народы нашей республики будут жить в любви, согласии и взаимопонимании. В республике Татарстан проживает большое количество народов, похожих друг на друга и разных одновременно. Уникальны их обычаи, традиции, элементы культуры.
Именно поэтому сегодня мы с вами будем строить дом Дружбы.
Чтобы было интереснее строить, мы с вами разделимся на 2 группы.
— Строительство начинается. Прежде чем возвести стены, мы заложим?… (фундамент). Спасибо большое за ответы.
(после каждого задания на доску прикрепляется элемент дома, начиная снизу, с фундамента, заканчивая крышей. В конце мастер-класса на доске воздвигнут красочный дом)
Наш будущий дом – это дом Дружбы. А это значит, что в нем будут жить люди разных национальностей. Поэтому для начала давайте поприветствуем друг друга на разных языках. Вам дается 1 минута. Итак, время пошло.
(на мониторе фразы на разных языках, нужно выбрать те, что переводятся как приветствие)
Молодцы!!! Это была разминка. (закладываем фундамент)
Ну что ж, фундамент заложен, как вы думаете, что теперь нам предстоит возвести?
Да, конечно же, стены. И первыми в эту стену будут положены «Кирпичи народной мудрости». Давайте обратимся к пословицам и поговоркам разных народов-наших соседей как к вековой мудрости. Я предлагаю следующее задание: «Завершите пословицу». (казахские, русские, белорусские, чеченские, азербайджанские пословицы раздаются вперемешку в разрезанном пополам виде в переводе на русский язык. Командам необходимо собрать их правильно)
Молодцы! Спасибо большое!
Вот мы и заложили наши первые кирпичики будущего дома.
А как вы думаете, какой этап строительства будет следующим?
Да, это окна нашего будущего дома. Дом ведь наш не совсем обычный, значит, и окна будут необычными.
Давайте теперь пофантазируем и разработаем правила для жильцов дома дружбы, ведь все мы должны жить в дружбе и согласии друг с другом!
Время для выполнения задания- 1 минута. Итак, время пошло.
(Команды зачитывают свои правила. Окна прикрепляются к доске.)
Большое спасибо командам!
А мы продолжаем строительство нашего дома.
Сейчас приглашаем по одному представителю от команды, которому предстоит назвать как можно больше национальностей, проживающих в Татарстане. Каждый правильный ответ – это еще один кирпичик, который вы должны будете добавить в наш дом. (русские, татары, чуваши, мордва, башкиры и многие другие)
Какие вы молодцы! Наш дом растет на глазах!
Как вы думаете, что мы должны сделать дальше? (крышу)
Да, дорогие друзья, мы возвели стены, и нам осталось только построить крышу нашего будущего дома.
Родной язык… Каждый вкладывает в это словосочетание свой глубокий смысл… Предлагаю каждой команде придумать собственное высказывание, которое бы начиналось со словосочетания: «Родной Язык – это…»
Время для выполнения задания- 1 минута. Итак, время пошло.
Замечательные высказывания! Большое спасибо командам!
(Команды зачитывают свои высказывания и прикрепляют крышу.)
Благодаря вам наш дом обрел свою крышу. Посмотрите, наше строительство почти подошло к концу. На мой взгляд, чего-то не хватает.
Давайте вместе посадим деревья, чтобы они радовали наш глаз, ведь какой же дом без сада? Таким образом мы поделимся впечатлениями о нашей сегодняшней встрече. Выберите «деревце» и «посадите» его у «дома».
Дерево с красными яблоками – всё замечательно.
Дерево с жёлтыми плодами – пойду ещё почитаю что-нибудь интересное на эту тему.
Дерево с оранжевыми яблоками — постараюсь применять в своей практике.
Татарстан стал настоящим домом для многих людей. Все мы такие разные, но это не должно нам мешать жить в мире и согласии друг с другом.
Всем огромное спасибо за работу!