Как занятия в хореографическом коллективе влияют на развития профессиональных компетенций и способствуют в самоопределении в будущих профессиях 

Как занятия в хореографическом коллективе влияют на развития профессиональных компетенций и способствуют в самоопределении в будущих профессиях 

Эльмира РИЗАЕВА,

педагог дополнительного образования

МБОУ гимназия №183 Советского района г. Казани

Аннотация:

В этой статье я хотела бы рассмотреть, каким образом занятия хореографией влияют на выбор будущей профессии. Рассмотреть профессию хореографа. Соответствует ли эта специальность требованиям современного подхода к работе. Можно ли профессию хореографа назвать профессией будущего? А также, каким образом занятия хореографией помогают в будущей профессии. И каким образом роль хореографического коллектива способствует в самоопределении творческой молодёжи.

 

Ключевые слова: Самоопределение, хореограф, мягкие (гибкие) навыки, твердые навыки, компетенции, самореализация.

I.Актуальность темы исследования:

Профессия хореографа в настоящее время является достаточно распространённой и на специалистов данной области всегда был высокий спрос среди работодателей. Эта сфера всегда нуждалась и продолжает нуждаться в квалифицированных специалистах. Но даже если мы не выбираем профессию хореографа, занятия хореографией обязательно помогут в самоопределении и в выборе будущей профессии.  В этой статье я хотела бы рассмотреть профессию хореографа, соответствует ли эта специальность требованиям современного подхода к работе. Можно ли хореографию отнести к важным и нужным направлениям. Можно ли хореографа назвать профессией будущего? А также, каким образом занятия хореографией помогают в будущей профессии. И каким образом роль хореографического коллектива способствует в самоопределении творческой молодёжи.

Глобальные изменения в научной, технической, социальной и культурной сфере нашего современного общества, несут в себе изменения во многих профессиональных отраслях. Многие профессии устаревают. На место старых профессий, приходят совершенно новые и человеку необходимо умение ориентироваться в различных плоскостях профессиональной сферы, и требуется постоянно совершенствовать свои знания, навыки и умения, как профессиональные, так и личностные. В данное время на рынке труда представлено много возможностей в выборе профессий в традиционных отраслях экономики, промышленности, спорта, культуры и науки.

* Всё вокруг стремительно меняется: бизнес-процессы усложняются, потоки информации в любой профессиональной среде растут, привычные подходы к работе и общению между людьми во время работы заменяются новыми, всё, что можно автоматизировать, автоматизируется. Если раньше можно было работать по одним и тем же стандартам десятилетиями, привычно выполняя одни и те же функции в рамках своей должности, то сейчас подходы к работе могут сильно измениться не один раз за год. Узкопрофессиональные знания и опыт уже не так ценны в глазах работодателей, как раньше, если они не подкреплены над профессиональными навыками. Человек должен владеть хотя бы несколькими над профессиональными (мягкими) навыками. *(1)

Занятия в хореографическом коллективе, как ничто другое способствует наиболее гармоничному   развитию данных способностей у детей и оказывает огромное влияние на раскрытие личностных качеств, своих учеников. А сам хореограф владеет огромным перечнем навыков необходимых для работы в условиях нового времени.

  1. II. Что такое универсальные, или «мягкие» навыки? Какие «мягкие» навыки работодатели ценят уже сейчас и будут ценить еще больше.

При поступлении на работу сотрудник должен обладать не только   профессиональными навыками, но и иметь в своём арсенале множество                            дополнительных качеств и знаний.  В наше время недостаточно быть хорошим специалистом, который за пять лет обучения в вузе получил определённую специальность, и работает по ней. Для профессионального роста необходимо владеть и рядом личностных качеств. Давайте разберёмся, какие навыки необходимы и востребованы на рынке труда.

Это те навыки, которые не являются основными, а скорее сопутствующие, помогающие. Мягкие навыки (soft skills) это ответственность, умение быстро принимать решения, креативность, стрессоустойчивость, обучаемость и умение обучать других, критическое мышление, управление временем и финансами, способность видеть целое, выявлять закономерности в сложных объектах, грамотно строить коммуникацию и включаться в коллективную работу. Не важно, в какой профессии ты работаешь, и какая является твоим профильным направлением. Теперь уже недостаточно только тех знаний, которые ты получаешь, обучаясь в специализированном учебном заведении. А потом в процессе рабочей деятельности оттачивать своё мастерство и наращивать репутацию. Помимо этих знаний необходимо иметь в своём арсенале гибкие (мягкие) навыки. Которые будут сопутствовать дальнейшему профессиональному росту. Теперь работодателями считается наиболее ценными те сотрудники, которые свободно адаптируются к любым переменам, быстро и легко осваивают новые технологии и правила. А также считают наиболее ценным тех сотрудников, которые раньше других замечают новые полезные тренды и применяют их на практике.  На сегодняшний день развитие гибких навыков является одним из трендов, которые в ближайшее время будут определять кадровую политику страны. В условиях, когда многие специализированные профессиональные знания быстро устаревают и заменяются новыми, на первый план выходят базовые навыки, которые важны абсолютно для любой сферы. Любая современная рабочая функция – это набор самых необходимых для нее «мягких» навыков плюс специализированные знания («твердые» навыки или hard skills). Всё чаще бывает, что «мягкие» навыки выходят на первый план по сравнению со специализированными знаниями. Потому что последние быстро устаревают и проще научить им с нуля человека с подходящими «мягкими» навыками, чем переучивать профессионала, не обладающего нужными «мягкими» навыками. Потому что последние быстро устаревают и проще научить им с нуля человека с подходящими «мягкими» навыками, чем переучивать профессионала, не обладающего нужными «мягкими» навыками.

Согласно докладу Всемирного экономического форума (World Economic Forum) «Будущее рабочих мест», уже к 2020 году десятка самых ценных для работодателей «мягких» навыков будет выглядеть так:

  1. Способность решать комплексные проблемы;
  2. Критическое мышление;
  3. Креативность;
  4. Навык управления людьми;
  5. Навык успешного взаимодействия с людьми;
  6. Эмоциональный интеллект;
  7. Способность делать выводы и быстро принимать решения;
  8. Клиентоориентированность;
  9. Навыки ведения переговоров;
  10. Способность легко и быстро обучаться новому.

 

III.   Рассмотрим профессию хореографа.

Человечество танцует уже много веков, ещё с давних времён были найдены наскальные изображения танцующих людей (обнаруженные на территориях Индии и Египта датируемые 3300 годом до нашей эры.) Танец сопровождает нас всю жизнь, и это искусство танца называется хореографией. Так кто же он –хореограф?  На самом деле в слове хореограф скрывается множество профессий. Хореограф – прежде всего это творческий человек, многогранная личность. Это человек, который с раннего детства посвятил себя этой профессии. Хореограф – артист, он демонстрирует свои таланты и умения на сцене. Как в составе балетной труппы, в ансамбле народного танца, в театрах, на эстраде, сольно или же в составе группы. Хореограф может быть постановщиком, балетмейстером не только танцев и балетных спектаклей, концертных номеров. Главная его задача создать красиво оформленный и уникальный, зрелищный номер. Он работает с группой танцоров, распределяет между ними образы и ставит перед каждым определённые задачи. Так же этот специалист подбирает музыку и костюмы. Хореограф может быть репетитором и заниматься отработкой техники исполнения танца.  Работать хореографом можно и в спорте – организация ледовых шоу номеров, постановка танцев в художественные гимнастики, а также в цирке.  Хореографы могут работать и педагогами в школах танца, быть руководителями хореографических коллективов. Могут работать в фитнес — центрах и давать частные уроки. Хореографу нужно быть не только профессиональным танцором, но хорошо ориентироваться в других сферах искусства

В условиях сегодняшнего времени, когда вся страна столкнулась с пандемией и вынуждена находиться в изоляции, потребность в движении увеличилась. В данных условиях хореограф тоже востребован. И он легко адаптируется к новым условиям (благодаря всем навыкам, полученным в процессе обучения данной профессии.) И как показывает практика, хореографы могут переходить на онлайн формат обучения. Для этого нужно владеть информационными технологиями и с лёгкостью ориентироваться в интернет ресурсах. Успех хореографа зависит от его оригинальности и владения техникой. Это отличная профессия для творческих людей. Хореографами становятся талантливые люди, которые имеют великолепный музыкальный слух, имеют отличную физическую подготовку.

  1. В каких профессиях востребован хореограф.

С появлением новых видов современного искусства, основанных на синтезе музыки, слова, танца и проникновением хореографии в различные виды спорта, на рынке труда появились новые профессии, связанные с хореографией. В данное время специалисты с хореографическим образованием требуются не только в хореографических коллективах как танцовщики, балетмейстеры, хореографы, репетиры, педагоги, этно-хореографы, но и в спорте (хореографом, педагогом-хореографом, балетмейстером, фитнес тренером), в центрах по реабилитации здоровья. Кинезиолог – это врач, изучающий потенциал мышечной ткани, патологические процессы, изменяющие сократительную способность мускулатуры, способы их коррекции.  Танцевальный терапевт – направление психотерапии, где танец используются, как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида. А также хореографы востребованы в досуговых центрах (аниматоры, тренеры по аэробике), в танцевальных школах (педагог-хореограф). Сегодня ни один театр не обходиться без хореографии, ни один праздник, ни одно массовое зрелище (будь то открытие чемпионата мира по футболу, сабантуй, день города) телевизионные программы. Выбор профессий велик и с каждым годом вакансий становится больше.  Занимаясь хореографией, мы сможем применить свои знания в профессиональной подготовке.  И неважно, в какой сфере, в будущем мы будем работать.

 

  1. Как занятия хореографией влияют на профессиональные качества и помогают в самоопределении нашей молодёжи.

1) Исполняя хореографическую постановку, мы вкладываем эмоции, чувства и настроение, в результате чего происходит высвобождение подавленных чувств. Психологи считают, что постоянное подавление эмоций влечёт за собой ряд психосоматических заболеваний.  А занятие хореографией способствует своего рода уборке, внутри нашего сознания, очищая от подавленных чувств и снижая внутреннее напряжение. В результате повышается психологическая гибкость, а это значит адаптивность и креативность.

2) Занятие хореографией  помогает нам сохранять психологическую устойчивость в сложных ситуациях, формируется толерантность к стрессу. (Выступления на конкурсах, концертах, в сложных погодных условиях, умение адаптироваться к различным пространствам и помещениям)

3) Танец – даёт возможность человеку, само реализоваться, увидеть свой успех. (После каждого выступления, всегда следует награда – аплодисменты) Это формирует позитивное настроение, в результате расширяется фантазия, раскрывается характер, проявляются индивидуальные качества.

4) Танец развивает наш мозг. Физическая нагрузка благотворно влияет на здоровье человека. Учёные давно выяснили, что во время танцев повышается уровень серотонина и эндорфинов (гормон радости и хорошего настроения.)

Моз, получающий больше впечатлений, может получать больше информации, лучше учиться, больше запоминать. Танцы лучше всего улучшают кровоснабжение во всём теле. В результате мозг лучше снабжается кислородом и питательными веществами. Танцы снижают риски развития деменции. Это сложное заболевание в результате, которого человек теряет память и воспоминания. Исследователи колледжа Альберта Эйнштейна изучили влияние на мозг 11 видов физической нагрузки, и лучшие результаты показало хореографическое искусство.

5) Ну и, на мой взгляд, самое основное, я бы отнесла такое качество, как умение работать в коллективе! Ведь занятие хореографией это коллективный труд.  В наше время умение работать в коллективе, в команде цениться работодателями очень высоко. В атласе новых профессий одной из значимых профессиональных компетенций является умение работать с коллективом, с группой и с отдельными людьми.

Коллективный труд, на сегодняшний день является одним из наиболее важных навыков, которым владеет человек. Роботы не способны работать коллективно. (Им задают определённую программу, и они её выполняют.)

*Коллектив – группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплочённостью, единством. (2, с93)

*Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми. Именно этот навык, мы развиваем в себе всю жизнь, начиная с младенчества – и именно здесь нас не сможет обойти даже робот. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности и эффективно разрешать конфликты. (1)

Отличие людей, работающих в коллективе это то, что они обладают высокой референтностью по отношению друг к другу, возможностью объективного принятия ответственности за результаты совместной деятельности.  Развитие личности и коллектива – взаимообусловленные процессы.

Ведь именно это качество – умение работать в коллективе отличает человека и даёт нам преимущество перед роботами.  Человек, может обладать высоким интеллектом, но не иметь навыка, работать в коллективе, что будет мешать в дальнейшем развитии коллектива, (каждый будет работать сам по себе) работа не будет столь эффективной.

Обладая следующими компетенциями, любому человеку будет проще найти работу, на которой он получит не только условия для самореализации как профессионала, но и возможность трудиться в комфортной обстановке.

  1. Заключение.

«Сейчас –  как раз то самое время, когда настоящее на наших глазах превращается в будущее!»

Айзек Азимов.

(Американский писатель, написал более 500 произведений, написал работы в области науки и биохимии)

Выбор профессии, планирование карьеры, трудоустройство: такие вопросы возникают не только у каждого подростка и выпускника школы, но и у его родителей, учителей. Роль хореографического коллектива, является определяющим фактором в формировании и социализации личности. Социализация как процесс формирующий личность и способствующий её развитию, а также самореализация личности в большой степени зависит от её творческой   деятельности, коммуникативность, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство – хореография.

Хореография – это то направление, где в результате ритмично пластических движений и смены выразительных положений тела, создаётся художественный образ произведения. (Творческого номера).  Под влиянием хореографии формируется самодостаточная и  гармоничная личность, которая    способна противостоять жизненным проблемам и постоянным стрессам. С помощью хореографии можно рассказать о своих чувствах и переживаниях. С помощью танца и движения тела можно рассказать историю, а музыка помогает передать настроение.

Изменения, происходящие в жизни современного общества: стремительное расширение информационного поля, развитие новых форм коммуникации, оказывает существенное влияние и на развитие традиционных видов искусства. В условиях сегодняшнего времени, когда вся страна столкнулась с пандемией и вынуждена находиться в изоляции, потребность в движении увеличилась. В данных условиях хореограф тоже востребован, и он легко адаптируется к новым условиям (благодаря всем навыкам, полученным в процессе обучения данной профессии.)  И как показывает практика, хореографы могут переходить на онлайн формат обучения. Сегодня ни один театр не обходится без хореографии, ни один праздник, ни одно массовое зрелище (будь то открытие чемпионата мира по футболу, сабантуй, день города) телевизионные программы. Появление новых профессий в области театра, спорта, телевидения, медицины, досуга образования связанны с хореографическим искусством непосредственно или опосредованно. Следовательно, наша задача хореографа, помочь   подрастающему поколению, овладеть разными навыками и развить способности. Уделить внимание на то, чтобы ребёнок грамотно развивал все свои таланты, рассматривал разные направления. Сегодня наше государство очень заинтересованно в благополучном самоопределении гражданина в выборе профессии и дальнейшем трудоустройстве. Этому вопросу уделяют особое значение, уже на этапе обучения в средней школе, а также на базе дополнительного образования.

* Проблема выбора профессии сегодня обсуждается на государственном уровне. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» (2013)

Образование осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства; в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся.

Но и без того понятно, что ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность является важнейшей   государственной задачей насущной социально экономической и педагогической проблемой.  Эта идея отражена в новом федеральном государственном   образовательном стандарте: школьники должны ориентироваться в мире   профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны.

Стандарт ставит задачу при освоении основной образовательной программы в области профориентации. И формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии.  К построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания и уважительного отношения к труду. (3)

Следовательно, мы смело можем отнести занятия в хореографическом коллективе, как ни что способствует формированию личностных, профессиональных, так и над профессиональными навыками. Данные навыки, обязательно пригодятся в жизни. И помогут самоопределению в будущем. А также я могу отнести хореографа в список востребованных профессий в будущем. Профессия хореографа отвечает всем требованиям современного времени. И вполне может адаптироваться к нынешним условиям.   И я могу смело сказать, что занятия в хореографическом коллективе благотворно влияют на развитие нашей молодёжи. И обязательно пригодится им в жизни, и поможет в самоопределении и в выборе будущей профессии. И не важно выберут они профессию хореографа или пойдут в другую сферу.

 

Список литературы и используемых источников.

 1) Информационный ресурс – Атлас новых профессий http://atlas100.ru/catalog/

2) Сластёнин.П, И.Исаев «Педагогика» М 2001г

3) Дмитрий Андреевич Парнов «Кем быть? Секреты выбора профессии». Книга, с которой начинается карьера © Книжный мир 2014

4)Гугушвили Н. С. Влияние занятий хореографией на человека // Молодой ученый. – 2015. – №3.

5) Колесова К. А. Влияние искусства на формирование ценностных ориентиров личности в современном городе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015.

6) Электронный журнал https://kazan.hh.ru/article/24181

7) https://tkrf.info/konsultant-rekomenduet/kakie-navyki-tsenyatsya-bolshe-vsego-v-lyubyh-professiyah.html

8) Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8