Как лягушки послужили науке?
№ 155
(Внеурочное мероприятие с использованием робототехники для учащихся III класса)
Илюза ВИЛЬДАНОВА,
учитель начальных классов.Большекайбицкой средней школы – центра образования цифрового и гуманитарного профилей Кайбицкого района
Как лягушки послужили науке?
(Внеурочное мероприятие с использованием робототехники для учащихся III класса)
Илюза ВИЛЬДАНОВА,
учитель начальных классов.Большекайбицкой средней школы – центра образования цифрового и гуманитарного профилей Кайбицкого района
Цель. Расширение представлений младших школьников о лягушках и их вкладе в развитие наук (медицины) посредством конструирования лягушки.
Продолжительность мероприятия: 20 мин.
Направление внеурочной деятельности: социальное.
Планируемые результаты:
предметные: имеют представления о вкладе лягушек в развитие экспериментальной медицины.
Метапредметные:
познавательные: умеют добывать новые знания посредством организации разных форм работ;
регулятивные: умеют соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его при сборке конструкции;
коммуникативные: умеют доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи при организации парной и групповой работ;
личностные: сформированность бережного отношения к живым существам в независимости от внешности и других факторов, развит интерес к конструированию; отработаны навыки сотрудничества.
Оборудование: конструктор ПервоРобот LegoWeDo, презентация к мероприятию, распечатанная схема конструктора, карточки с ребусами, карточки с шифрами, карточки с предложением, карточки с текстом + рисунки к ним, ручки, чистые листы.
Ход занятия
Учитель. Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем разговаривать на нашем занятии вам нужно разгадать ребусы.
(Учащиеся приветствуют учителя, затем приступают к разгадыванию ребусов, формулируют тему и цель занятия.)
Ребус №1.
, |
|
, |
г |
|
(Лягушка) |
Ребус №2.
|
|
и |
|
|
1, 2, 3 |
1, 2, 3 |
|
1,2 |
1,3 |
(Эксперимент) |
Учитель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Нас ждут эксперименты, в которых использовали лягушек, с ними будут связаны и наши задания.
Учитель. На каждом этапе вам будут предложены задания. Выполнив каждое задание, вы узнаете сведения об экспериментах с лягушками.
Итак, начнём!
Учитель. Первая наша остановка называется «Виды лягушек».
Чтобы узнать какие виды лягушек используют в лабораторных исследованиях, предлагаю разгадать шифры в паре.
(Учащиеся работают в парах, разгадывают шифры. Получаются прудовая, травяная, озёрная лягушки.)
17,18,21,5,16,3,1,33
Прудовая |
20,18,1,3,33,15,1,33
Травяная |
16,9,7,18,15,1,33
Озерная |
Учитель. Да, да. Для лабораторных исследований чаще всего используются прудовые, травяные и озерные лягушки. Могут быть использованы также и другие виды лягушек: прыткая, остромордая, закавказская, сибирская и т. д.
Учитель. Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка называется «Почему мы тормозим». Знаменитый физиолог Иван Сеченов проводил много экспериментов над лягушками. Чтобы узнать итоги одного из них предлагаю собрать предложение из разбросанных слов.
(Учащиеся работают в группах, собирают предложение из разбросанных слов и получают вывод одного эксперимента: «Работа центральной нервной системы складывается из двух процессов – возбуждения и торможения».)
Работа |
центральной |
нервной системы |
складывается |
из двух |
процессов — |
возбуждения |
и |
торможения |
Учитель. Молодцы! Это и есть главный вывод эксперимента.
Чтобы узнать, как называются люди, ставящие эксперименты на лягушках, предлагаю разгадать ребус.
(Учащиеся разгадывают ребус и получают слово «нигилист», объясняют, откуда появилось это слово.)
, |
|
(Нигилист) |
Учитель. Нигилист – это человек, «который ничего не признаёт и ничего не уважает». Это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Нигилисты верят только в опыт и в экспериментальную науку. Что вы можете добавить к моему рассказу?
(Учащиеся рассказывают о нигилистах.)
Учитель. Итак, мы отправляемся на следующую станцию, где мы создадим свою лягушку.
Для этого нам нужна робототехника. А какие правила работы с робототехникой вы знаете?
(Учащиеся вспоминают правила работы с конструктором и рассказывают их друг другу. При необходимости учитель дополняет ответы.)
Правила работы с робототехникой.
1. Детали держите в специальном контейнере.
2. При работе с конструктором важно следить за деталями, так как они очень мелкие. Нельзя детали брать в рот, раскидывать на рабочем столе.
3. По всем вопросам неполадок компьютера обращаться к учителю-консультанту.
Учитель. Приступаем. Выполняйте действия по командам.
(Учащиеся подготавливают рабочее место для построения робота лягушки, выполняя определённые команды учителя.)
Учитель.
1. Возьмите поддон с постройкой и положите перед собой.
2. Возьмите инструкцию по сборке и положите перед собой, инструкции о деталях отложите в сторону.
3. Возьмите поддон с деталями и положите перед собой, а контейнер отложите в сторону.
Итак, вы работаете по схеме в парах. Начинаете с … шага.
(Учащиеся работают в парах, собирают конструктор по данной схеме. В это время учитель раздаёт ноутбуки с заготовленной программой.)
Учитель. Подключите вашу конструкцию к компьютеру, у вас там заготовлена программа. Запустите её. (Лягушка двигается, произносит звук.)
(Учащимся можно предложить изменить программу, таким образом, лягушка может двигаться вперёд или назад, издавать разные звуки.)
Учитель. Отсоедините конструкцию от компьютера. Закройте компьютер и отложите на левый верхний угол стола.
Поддон с деталями положите в контейнер. Сверху положите инструкции по деталям и инструкции по сборке. Затем положите поддон с конструктором и отложите контейнер на ноутбук.
Учитель. Следующая остановка «В стране пирамид». Это какая страна? (Египет)
Лягушка – является священным животным Египта. Чтобы узнать подробнее, предлагаю задание, где нужно вместо пропусков поставить соответствующую картинку.
(Учащиеся вставляют подходящие картинку на места пропусков.)
Лягушку символизировали с Луной, поскольку она обитает в двух мирах: в воде и на суше. В некоторых племенных традициях, африканскую лягушку убивали к дождю. В России тоже существует такая примета. Мужские божества в Древнем Египте изображали с головой лягушки. Также священной лягушке в Египте приписывали разлив реки Нила, от которого зависел урожай. |
|||||
|
|
|
|
|
|
Учитель. Предлагаю вспомнить, какие остановки мы проходили?
– виды лягушек;
– «почему мы тормозим»;
– создание лягушки;
– в стране пирамид.
(Учащиеся перечисляют пройденные остановки, рассказывают, что было интересно, что вызвало затруднение. Устно оценивают свои знания.)
Учитель. Вот мы узнали, какие открытия были сделаны благодаря существования таких маленьких существ, как лягушка.
Это значит:
Все животные нужны – все животные важны!
Спасибо за занятие! До свидания!