Изучение рассказа «Ёлка» М.Зощенко

(Урок литературного чтения в 4 классе)

Гульсина ХАСАНОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №52 г. Казани

Тип урока: закрепление и анализ нового материала.

Задачи:

образовательные:

– продолжить познакомить учащихся с новым произведением;

– отрабатывать навык выразительного чтения;

– давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков;

развивающие:

– развивать навык выразительного чтения;

– развивать познавательную активность учащихся;

– развивать память, внимание, связную устную речь учащихся;

– развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

воспитательные:

– воспитывать организованность, умение работать в группах;

– воспитывать нравственные качества ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям;

– прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

личностные: нравственно-этическая ориентация – способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературном произведении.

Метапредметные:

регулятивные: осуществляют контроль своих действий;

коммуникативные: входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;

познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении,

предметные:

– пересказывают содержание рассказа по вопросам учителя;

– реагируют на события произведения при слушании и чтении. .

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. I Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Нестор-Летописец много веков назад писал: «Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей». (Слайд 2)

– Выскажите своё мнение об этом высказывании.

– Я надеюсь, что в произведении, с которым нам предстоит сегодня работать, мы найдём мудрость и извлечём большую пользу для себя.

III. Актуализация знаний

Учитель. Мы продолжаем наше путешествие по Стране Книг. (Прослушивание отрывка – аудиозапись.)

– Узнали произведение по отрывку? Скажите название произведения. (Рассказ М.Зощенко «Ёлка».) (Слайд 3)

– Определите жанр прочитанного произведения в своих группах.

– Какова цель нашего урока? (Познакомиться с биографией писателя, работать с рассказом «Ёлка».)

– Какие виды работы мы будем использовать на уроке? (Отвечать на вопросы текста. Прогнозировать. Беседовать по  тексту. Воображать, представлять, дать характеристику героям, работать с неизвестными словами, делать вывод: найти мораль, мудрость произведения. Учились искать «слова-ключики».)

Что это за слова? («Слова-ключики» – это те слова, которые помогают раскрыть секрет текста. Ещё мы учились превращать предложения в тексты.)

Знакомство с биографией М.Зощенко. (Слайд 4)

Учитель. Вы уже познакомились с рассказом – дома прочитали рассказ М.Зощенко «Ёлка».

Ребята приготовили биографию писателя. Послушаем выступление ребят. (Ученики рассказывают биографию.)

  1. I Работа по теме урока

Словарно-лексическая работа. (Слайд 5)

Учитель. Читая рассказ, вы встретились со сложными словами, объяснить их значение. Какими источниками вы пользовались? (Толковый словарь Ожегова, Интернет.)

Золотушный ребенокбольной, истощенный ребенок.

Длинновязая высокая, высоченная, длинная.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.

Церемонитсяпроявлять излишнюю мягкость, стеснение.

Учитель. Подберите синонимы к словам. (Работа в группах.)

ДЛИННОВЯЗАЯ – высокая, высоченная, длинная.

ХУДЕНЬКИЕ – худощавые, сухие, исхудалые, жилистые, то­щие, костлявые, отощалые.

Учитель. Подберите антонимы к словам. (Работа в группах.)

ДЛИННОВЯЗАЯ – (маленькая).

ХУДЕНЬКИЕ – (жирные, полные, толстые, хорошие).

ДОБРОДУШНЫЙ – (злой, злобный, дурной, жестокий).

  1. Работа с текстом
  2. Анализ текста. Беседа.

– Понравился рассказ?

– От какого лица ведётся повествование? (От лица автора-рассказчика. Это, скорее всего сам автор, который рассказывает историю, которая произошла с ним в детстве.)

– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали ёлку в то время? Найдите в тексте. (Стр. 60. Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки.) (Слайд 6)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым? Найдите в тексте. (Стр. 63)

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение? (Дети (гости) остались без праздника, без подарков. Минька и Леля были наказаны.)

  1. Прочитайте предложение: (Слайд 7)

И за все тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня.

Учитель. В жизни у нас каждый день происходят какие-то события. А, как вы думаете, почему автор запомнил именно эту историю? Почему автор написал такие слова? Обсудите в группе.

Учащиеся. Скорее всего, ему очень стыдно за свой поступок.

– Он почувствовал, как бывает плохо, когда тебе не достаётся того, что хочется.

– Он хотел, чтобы никто не поступал так, как поступил он и поэтому написал рассказ для нас.

– Воспоминания были не очень приятными, значит, поступок был плохим.

– Что он съел чужое яблоко. А это плохо.

– Он ударил того, кто слабее его, а этого тоже делать нельзя.

Учитель. Какая главная мысль рассказа? Обсудите в группе.

Учащиеся. Папа предупредил детей, что нельзя ссориться, обижать слабых, и выгонять гостей, потому что тогда с ними никто не станет дружить и они будут одиноки.

Физминутка  

  1. Закрепление. Творческая лаборатория

Творческая работа по группам.

1-я группа. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки.

2-я группа. Работа с пословицами.

3-я группа. Составить творческий вопрос.

4-я группа. Составить «Ёлочку положительных качеств».

VII. Включение в систему знаний и повторение

Проверка работы групп

1-я группа. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки.

Приём «Вычитывание». На каждой парте листок с вопросами. Работаем в парах. Надо дать характеристику Леле и Миньке.

Лёлька   Минька
  Тихий  
  Высокая, длинновязая  
  Моментально съедает  
  Откусываю  
  Ударило 5 лет  
  Не церемонится  
  Было 7 лет  
  Чуть не заревел  
  Удивительно маленького роста  
  Исключительно бойкая  
  Ничего нельзя достать  
  Могла высоко достать  

 

Проверка. (Слайд 8)

2-я группа. Работа с пословицами. (Слайд 9)

Учитель. Прочтите пословицы и скажите, какую пословицу вы более других могли бы соотнести с главной мыслью этого рассказа.

– На что и клад, если в семье лад.

– Сгибай дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

– Живи всяк своим умом.

– Ваши рассуждения и ответы приводят нас к общему мнению и выводу:

Учитель. Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы ни вам, ни вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

3-я группа. Составить творческий вопрос.

– Помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию.

– Что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся?

– Какая главная мысль рассказа?

Чему учит рассказ?

Учащиеся. Главная мысль рассказа М.Зощенко «Ёлка» заключается в том, что всегда проще подавить первое желание, чем-то, что за ним последует. Леля решила попробовать всего одну пастилку с новогодней ёлки, а закончилось все ссорой с гостями и суровым отцовским наказанием. Рассказ учит не поддаваться на чужие уговоры и соблазны, а думать своим умом.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

4-я группа. Составить «Ёлочку с положительными качествами».

(Честность, ответственность за свои поступки, доброе отношение к людям, грубость, жадность, обижать слабых, соперничество, отсутствие силы воли, признавать свои ошибки, исправлять свои ошибки, относиться к гостям предупредительно, обвинять других.)

Учитель. Посмотрим, какую ёлку качеств составили ребята, какие положительные качества для себя мы бы взяли, прочитав этот рассказ?

– Вот какая «качественная» ёлка у нас получилась.

– Как вы думаете, цель урока была достигнута? Напомните цель урока. (Выделение морали произведения.)

  1. I Итог урока

Учитель. Наш урок мне хочется закончить словами М.Зощенко «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился». (Слайд 10) Спасибо большое за урок.

  1. X. Домашнее задание:
  2. Выполнить творческую работу.

«Доброе дело»: помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию.

Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся (вместе с мамой наряжать ёлку; попросить пастилку; не заходить без разрешения в комнату; признаться маме  раньше; извиниться перед гостями).

  1. Нарисовать портрет ребенка.
  2. Нарисовать картинный план.