Изучение рассказа «Ёлка» М.Зощенко
(Урок литературного чтения в 4 классе)
Гульсина ХАСАНОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №52 г. Казани
Тип урока: закрепление и анализ нового материала.
Задачи:
образовательные:
– продолжить познакомить учащихся с новым произведением;
– отрабатывать навык выразительного чтения;
– давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков;
развивающие:
– развивать навык выразительного чтения;
– развивать познавательную активность учащихся;
– развивать память, внимание, связную устную речь учащихся;
– развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
воспитательные:
– воспитывать организованность, умение работать в группах;
– воспитывать нравственные качества ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям;
– прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
личностные: нравственно-этическая ориентация – способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературном произведении.
Метапредметные:
регулятивные: осуществляют контроль своих действий;
коммуникативные: входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;
познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении,
предметные:
– пересказывают содержание рассказа по вопросам учителя;
– реагируют на события произведения при слушании и чтении. .
Ход урока
- Организационный момент
- I Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Нестор-Летописец много веков назад писал: «Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей». (Слайд 2)
– Выскажите своё мнение об этом высказывании.
– Я надеюсь, что в произведении, с которым нам предстоит сегодня работать, мы найдём мудрость и извлечём большую пользу для себя.
III. Актуализация знаний
Учитель. Мы продолжаем наше путешествие по Стране Книг. (Прослушивание отрывка – аудиозапись.)
– Узнали произведение по отрывку? Скажите название произведения. (Рассказ М.Зощенко «Ёлка».) (Слайд 3)
– Определите жанр прочитанного произведения в своих группах.
– Какова цель нашего урока? (Познакомиться с биографией писателя, работать с рассказом «Ёлка».)
– Какие виды работы мы будем использовать на уроке? (Отвечать на вопросы текста. Прогнозировать. Беседовать по тексту. Воображать, представлять, дать характеристику героям, работать с неизвестными словами, делать вывод: найти мораль, мудрость произведения. Учились искать «слова-ключики».)
– Что это за слова? («Слова-ключики» – это те слова, которые помогают раскрыть секрет текста. Ещё мы учились превращать предложения в тексты.)
Знакомство с биографией М.Зощенко. (Слайд 4)
Учитель. Вы уже познакомились с рассказом – дома прочитали рассказ М.Зощенко «Ёлка».
Ребята приготовили биографию писателя. Послушаем выступление ребят. (Ученики рассказывают биографию.)
- I Работа по теме урока
Словарно-лексическая работа. (Слайд 5)
Учитель. Читая рассказ, вы встретились со сложными словами, объяснить их значение. Какими источниками вы пользовались? (Толковый словарь Ожегова, Интернет.)
Золотушный ребенок – больной, истощенный ребенок.
Длинновязая – высокая, высоченная, длинная.
Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.
Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение.
Учитель. Подберите синонимы к словам. (Работа в группах.)
ДЛИННОВЯЗАЯ – высокая, высоченная, длинная.
ХУДЕНЬКИЕ – худощавые, сухие, исхудалые, жилистые, тощие, костлявые, отощалые.
Учитель. Подберите антонимы к словам. (Работа в группах.)
ДЛИННОВЯЗАЯ – (маленькая).
ХУДЕНЬКИЕ – (жирные, полные, толстые, хорошие).
ДОБРОДУШНЫЙ – (злой, злобный, дурной, жестокий).
- Работа с текстом
- Анализ текста. Беседа.
– Понравился рассказ?
– От какого лица ведётся повествование? (От лица автора-рассказчика. Это, скорее всего сам автор, который рассказывает историю, которая произошла с ним в детстве.)
– Кто главные герои рассказа?
– Чем наряжали ёлку в то время? Найдите в тексте. (Стр. 60. Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки.) (Слайд 6)
– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым? Найдите в тексте. (Стр. 63)
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение? (Дети (гости) остались без праздника, без подарков. Минька и Леля были наказаны.)
- Прочитайте предложение: (Слайд 7)
И за все тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня.
Учитель. В жизни у нас каждый день происходят какие-то события. А, как вы думаете, почему автор запомнил именно эту историю? Почему автор написал такие слова? Обсудите в группе.
Учащиеся. Скорее всего, ему очень стыдно за свой поступок.
– Он почувствовал, как бывает плохо, когда тебе не достаётся того, что хочется.
– Он хотел, чтобы никто не поступал так, как поступил он и поэтому написал рассказ для нас.
– Воспоминания были не очень приятными, значит, поступок был плохим.
– Что он съел чужое яблоко. А это плохо.
– Он ударил того, кто слабее его, а этого тоже делать нельзя.
Учитель. Какая главная мысль рассказа? Обсудите в группе.
Учащиеся. Папа предупредил детей, что нельзя ссориться, обижать слабых, и выгонять гостей, потому что тогда с ними никто не станет дружить и они будут одиноки.
Физминутка
- Закрепление. Творческая лаборатория
Творческая работа по группам.
1-я группа. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки.
2-я группа. Работа с пословицами.
3-я группа. Составить творческий вопрос.
4-я группа. Составить «Ёлочку положительных качеств».
VII. Включение в систему знаний и повторение
Проверка работы групп
1-я группа. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки.
Приём «Вычитывание». На каждой парте листок с вопросами. Работаем в парах. Надо дать характеристику Леле и Миньке.
Лёлька | Минька | |
Тихий | ||
Высокая, длинновязая | ||
Моментально съедает | ||
Откусываю | ||
Ударило 5 лет | ||
Не церемонится | ||
Было 7 лет | ||
Чуть не заревел | ||
Удивительно маленького роста | ||
Исключительно бойкая | ||
Ничего нельзя достать | ||
Могла высоко достать |
Проверка. (Слайд 8)
2-я группа. Работа с пословицами. (Слайд 9)
Учитель. Прочтите пословицы и скажите, какую пословицу вы более других могли бы соотнести с главной мыслью этого рассказа.
– На что и клад, если в семье лад.
– Сгибай дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
– Живи всяк своим умом.
– Ваши рассуждения и ответы приводят нас к общему мнению и выводу:
Учитель. Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы ни вам, ни вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
3-я группа. Составить творческий вопрос.
– Помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию.
– Что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся?
– Какая главная мысль рассказа?
– Чему учит рассказ?
Учащиеся. Главная мысль рассказа М.Зощенко «Ёлка» заключается в том, что всегда проще подавить первое желание, чем-то, что за ним последует. Леля решила попробовать всего одну пастилку с новогодней ёлки, а закончилось все ссорой с гостями и суровым отцовским наказанием. Рассказ учит не поддаваться на чужие уговоры и соблазны, а думать своим умом.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
4-я группа. Составить «Ёлочку с положительными качествами».
(Честность, ответственность за свои поступки, доброе отношение к людям, грубость, жадность, обижать слабых, соперничество, отсутствие силы воли, признавать свои ошибки, исправлять свои ошибки, относиться к гостям предупредительно, обвинять других.)
Учитель. Посмотрим, какую ёлку качеств составили ребята, какие положительные качества для себя мы бы взяли, прочитав этот рассказ?
– Вот какая «качественная» ёлка у нас получилась.
– Как вы думаете, цель урока была достигнута? Напомните цель урока. (Выделение морали произведения.)
- I Итог урока
Учитель. Наш урок мне хочется закончить словами М.Зощенко «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился». (Слайд 10) Спасибо большое за урок.
- X. Домашнее задание:
- Выполнить творческую работу.
«Доброе дело»: помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию.
Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся (вместе с мамой наряжать ёлку; попросить пастилку; не заходить без разрешения в комнату; признаться маме раньше; извиниться перед гостями).
- Нарисовать портрет ребенка.
- Нарисовать картинный план.