Использование элементов театрализации в эмоциональном воспитании ребенка в детском саду

 № 175

Эльмира ВАЛИУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №158 г. Казани

Театрализация – наиболее интересная форма игровой деятельности, представляющая большие возможности для развития творческого воображения ребенка. Дети учатся замечать в окружающим мире интересные идеи, воплощать их, создавать иной художественной образ персонажа, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная деятельность – это знакомство детей с окружающим миром через образы, звуки, умение думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершенствование и работа над выразительностью речи, интонацией, активизация словаря ребенка, развитие чувств. Важно и то, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать, сопереживать события, формировать через литературное произведение или сказки нравственную направленность и позитивное влияние на детей. И на этом фоне значение использования элементов театрализации в процессе обучения и воспитания эмоционального развитого ребенка является одним из перспективных направлений нашей работы.

Цель моей работы: развивать художественно-эстетический вкус, эмоциональные чувства, формировать всесторонне развитую творческую личность дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Идея работы заключается в приобщении детей к искусству посредством театрализованной деятельности.

Для достижения цели для себя я определила следующие задачи:

– формировать у детей потребности к театрализованной деятельности;

– учить детей видеть, слышать, слушать, находить прекрасное;

– прививать любовь к искусству;

– развивать простые навыки творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность должен представить детям возможность получить удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения заданий.

Я уже много лет работаю в детском саду, и театрализация – мой любимый вид деятельности. Занимаясь этой деятельностью, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности, который положительно влияет на эмоциональную, личностную сферу ребенка. В процессе, театрализации дети обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах, раскрывают свои возможности и способности. Чтобы детям было интересно, я использую следующие приемы: создаю положительный эмоциональный настрой и ситуацию успеха.

Для первоначальных ознакомлений ребенка с театральной деятельностью мы организовываем встречи с артистами районного народного театра, приглашаем профессиональных артистов с различными постановками, артистов цирка и кукольного театра.

Для полноценной работы воспитателями и родителями были изготовлены декорации, ширма, атрибуты, костюмы, маски, различные музыкальные инструменты, куда входят палочки, камешки, вода в бутылках, баночки с крупами которые из года в годы мы обновляем. Широко используем мультимедийную технику, которая меняет сюжетную картину театрализованного представления в заднем плане. Собрана богатая аудио-, видео-копилка, хорошая костюмерная, театральный грим.

Билеты и афиши для спектакля дети готовят своими руками. На билетах пишут, кого они приглашают. У входа стоит билетер, который пускает наших гостей в зал, где приготовлены места для зрителей. Так, мы знакомимся со словами, людьми, причастными театру.

Уголки для театрализованных представлений организованы во всех группах детского сада: настольные театры, костюмы, маски, куклы, ширмочки, грим, также афиши, билеты, касса для кассирши.

Элементы театрализации я использую на занятиях, праздниках, развлечениях, прогулках, в режимных моментах.

Первый год работы я начинаю по выявлению будущих «артистов» с младшей группы. Мы с детьми имитируем простейшие отдельные действия человека, животных и птиц, используя цветы, листочки, ленты, палочки. В танцах учимся имитировать игру на дудочке, гитаре, гармошке и т.д. Так, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, птиц, растений, начинают познать окружающий мир.

Очень хочется у ребенка воспитать развивать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать. Эти все способности дети показывают при выражении содержания музыки  сподручными шумовыми инструментами и рассказов, картины звуком. Например, «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина. Дети очень любят играть эту картину, они ставят гимнастические скамейки, лезут друг на друга, рычат и играют, кувыркаются.

Театрализация – это способность передачи эмоции. С детьми учимся выражать основные эмоции человека (радость, испуг, плач). Например, берем какое-ни будь знакомое всем стихотворения и рассказываем его в различных эмоциональных тонах. Также детям нравятся рассказывать стихотворение шепотом. Детям предлагаю слушать музыку, даю маски и им предлагаю передавать настроение своими действиями, мимикой.

На занятиях читаем сказки и стихотворения, и с детьми учимся составлять диалоги, монологи по текстам своими словами. С детьми проводим «пробы», ребята анализируют игру друг друга и дают оценку игре. Исходя из этого, дети сами выбирают артистов на ту или иную роль. С детьми выбираем того, кто играет лучше, и анализируем, что делать другим для того, чтобы и у них получилось хорошо. Так, они исполняют роль «артиста», «режиссера», «критика». На утренниках дети сами обыгрывают сюрпризные моменты.

Наши дети очень любят костюмированные, театрализованные танцы. Первый такой танец у нас был на песню «Аист на крыше», где я сама танцевала в роли аиста, а дети были аистенки. В дальнейшем мы с детьми начали театрализовать быт, традиции, обряды, народные игры наших предков, которые жили в наших краях: русских, татар, крещенных татар, марийцев, в таких танцах, как «Печән өсте»(«Сенокос»), «Уракчы кыз» («Жницы»), «Аулак өй» («Вечерние посиделки»).

На районном методическом объединении мы показали спектакль «В здоровом теле – здоровый дух», и это меня вдохновило на написание сказок и сценариев, посвященных здоровому образу жизни и экологии. Написала несколько сценариев на эту тему, поставили спектакли их перед родителями.

Меня также радует отношение родителей к нашим начинаниям, они сами с удовольствием участвуют наших спектаклях: например, мы связали эпизод спектакля с «Вечером танца». Отрывок из пьесы великого татарского драматурга Г.Камала «Беренче кар» («Первый снег»). Всем понравилось, все аплодировали. Побольше бы таких родителей, которые для своих детей согласны на такие маленькие затеи. Дети всегда подражают в первую очередь своим родителям. Если родители любят искусство, то их ребенок рано или поздно придет к нему.

В конце хочется сказать: чтобы дети учились относиться к театрализации как к важному явлению духовой культуры, мы должны заложить ее основы!