Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
№ 158
Зульфия АХМИЕВА,
музыкальный руководитель детского сада №230 г.Казани
Актуальность инновационных технологий в театрализованной деятельности дошкольников заключается в следующем:
– приобщение детей дошкольного возраста к искусству;
– знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности;
– пополнение активного словаря и формирования фонетической культуры речи.
Именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребёнка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально — личностного потенциала: ребёнок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.
Театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:
– красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении;
– грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.
Многие педагоги заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой и музыкальной деятельности ребёнка.
Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребёнка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.
С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает его уверенность в себе. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребёнка.
Следовательно, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов кукольных театров.
Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Здесь для детей предлагается придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребёнок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы ещё не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочинённые малышами, мы вместе с ними рады любому проявлению творчества, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребёнка. Ведь разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощает малыша, даёт ему возможность поверить в свои силы.
На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.
Следующий этап – это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.
Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нём всегда праздник для ребёнка. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами, хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок – смоляной бочок», «Заюшкина избушка».
В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приёмы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок. Во второй половине года начинаю знакомить их с театральной ширмой. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых – научить ребёнка сосредоточивать своё внимание на выполнении куклой чёткого, ритмичного действия. Здесь используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Эти этюды дают возможность ребёнку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Постепенно в действие вводятся шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма. Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».
В старшей группе в начале года продолжается работа по кукловождению. Для этого используется ширма, кукол из разных сказок и предлагаю ребятам придумать с этими куклами не большие истории. Сочинённые сценки помогают детям закрепить навыки игры с куклой. В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.
Работа над этюдами даёт возможность ребёнку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям очень нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы. Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актерского мастерства, что даёт возможность ребёнку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.
Во второй половине года дети знакомятся с новым для них видом кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать настроение и переживания героев, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам. К концу года дети старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, куклами на ширме, куклами с «живой рукой»).
В подготовительной группе продолжается работа с куклами с «живой рукой»: дети импровизируют небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской. Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям даётся возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребёнок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причём ребёнок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства. Работа над спектаклем ведётся двумя составами. Когда дети попробуют себя во всех ролях, им предлагается самим решить, кто какую роль будет исполнять. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем.
Кукольный театр и детское творчество в жизни ребёнка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются в живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.
В театральные занятия включены этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также ИКТ технологии.
Не являясь курсом актёрского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять своё отношение предметам, месту действия и партнёрам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолёта, мамино платье – в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком.
Таким образом, перед нами стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт ребёнка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения.
Новизна состоит в следующем:
– нетрадиционная форма проведения театрализованных представлений, с использованием многофункционального использования мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу);
– проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов;
– использование яркого, нетрадиционного набора мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления;
– рименение кукол — образов в качестве альтернативы театральному костюму; нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.
Использование таких нетрадиционных форм даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития их творческих способностей. И важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ, где новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагога.
Таким образом, включая инновационные технологии в театрализованную деятельность, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Используемая литература:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.
2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду //Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.
3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду». – М., 2001.
4. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр //Дошкольное воспитание. – 1997. – №6, 10, 12. 1998. – №2.