Где прячется здоровье?
№ 141
(Интегрированное занятие по формированию здорового образа жизни в средней группе)
Айсылу ИСХАКОВА, Динара ХАЙРУЛЛИНА,
воспитатели детского сада № 4 «Светлячок» г. Азнакаево
Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
образовательные:
– ознакомить с понятием «здоровье» и «болезнь»;
– продолжать знакомить детей с частями тела;
– развивать познавательный интерес детей к здоровому образу жизни.
развивающие:
– развивать умение использовать знания для укрепления здоровья;
– учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем;
– знать простейшие приемы само-оздоровления (точечный массаж);
– формировать правильную осанку;
– развивать фразовую речь в ответах на вопросы;
воспитательные:
– воспитывать нравственность, гуманность, желание помочь в трудную минуту;
– воспитывать желание помогать друг другу, работать совместно;
–воспитывать потребности в соблюдении режима питания, употребление в пищу овощей и фруктов;
– воспитывать активность, воображение, самостоятельность суждений.
Коррекционная работа: развивать глазодвигательные функции, зрительное внимание.
Сюрпризный момент: медведь.
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, физкультурное.
Методы и приёмы: словесные, игровые, наглядные.
Материалы и оборудование: листок формата А3 с нарисованной банкой, тарелочки с гуашью, мольберт, конфета, чипсы, кириешки, кола, салфетки (сухие, влажные), муляжи фруктов и овощей, три корзины, угощенья – морковка, музыкальное сопровождение для игры и рисования, слайд осеннего леса, слайды с сюжетными картинками.
Предварительная работа: беседы о пользе овощей, фруктов, о здоровом образе жизни, правилах гигиены, наблюдения, составление конспекта, подборка слайдов к занятию, дидактические игры: «Закончи предложение», «Можно и нельзя», «Полезные и вредные продукты».
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте, мы с ними поздороваемся. (Здороваемся с гостями.)
Воспитатель.
Мы друг другу улыбнемся,
Крепко за руки возьмёмся,
Мы погладим щечки, нос,
Ушки разогреем,
И похлопаем в ладошки, станет веселее.
II. Основная часть
(Слайд зимнего сказочного леса и звуки леса.)
Воспитатель. Ребята, сегодня я вас приглашаю прогуляться в лес. Прогулки очень полезны для нашего организма, особенно в лесу. Оглянитесь вокруг, что вы видите? Прислушайтесь, что вы слышите? Давайте посидим на поляне, полюбуемся природой, послушаем звуки леса, (Появляется злой медведь – неожиданный гость.)
Медведь. Это кто в мой лес пожаловал? Я и так заснуть не могу, а тут еще и дети, вот я вас сейчас съем. Ой, голова моя, ой спина моя! Да что же это со мной? Заболел, даже уснуть не могу.
Воспитатель. Мишка, не реви так страшно, всех детей моих напугал! Лучше поздоровайся да расскажи, что с тобой? А может, мы с ребятами тебе поможем, вылечим!
Медведь. Да, все болит: и горло, и лапы ломит, и в ушах шумит. Помогите, дети. Вот присяду с вами, может, научите меня, как от болезней избавиться.
Воспитатель. Поможем, ребята? Давайте, Мишку научим, как не болеть, может он подобреет и сможет заснуть. Скоро уже весна, а бедный медведь до сих пор не может уснуть.
(Дети вместе с педагогом выполняют массаж биологически активных точек в стихотворной форме.)
Оздоровительная гимнастика (самомассаж)
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело, (поглаживают ладонями шею сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать, (указательными пальцами растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошки держим «козырьком», (прикладываем ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны – вместе)
«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело, (раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушами)
Знаем, знаем да-да-да, нам простуда не страшна. (потирают ладошки друг о друга)
Воспитатель. Как ты Миша поправляешься? Помог тебе наш массаж?
Медведь. Голова прошла, и нос задышал, лапы вроде отпустило? Но вот живот еще болит? Можно я кого-нибудь съем из твоих ребят, может быть поможет?
Воспитатель. Нет, Мишка ни кого не надо есть. Ребята, а что нужно делать, чтоб не болеть? (Ответы детей: закалятся, заниматься спортом, делать зарядку, правильно питаться, соблюдать личную гигиену…)
Воспитатель. Какие правила гигиены, ребята, мы с вами соблюдаем дома и в детском саду? (Ответы
Дети. Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы и т. д..
Воспитатель. Для чего это надо делать?
Дети. Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленными, чтобы смыть микробы.
Воспитатель. Мишка, поиграй с нами и запомни правила гигиены:
Игра «Закончи предложение».
• Умываться по утрам… (полезно).
• Тереть глаза грязными руками… (вредно).
• Пользоваться мылом, когда моете руки… (полезно).
• Есть грязными руками… (вредно).
• Не расчёсывать волосы… (вредно).
• Чистить зубы 2 раза в сутки… (полезно).
• Лечить зубы у стоматолога… (полезно).
• Есть немытые фрукты и овощи…. (вредно).
Воспитатель. Как попадают микробы в организм?
Дети. Ппри чихании, кашле не прикрывая рот; если не мыть руки перед едой, после туалета; не мыть овощи, фрукты.
Воспитатель. Молодцы. Давайте, мы с вами поиграем и покажем: как нужно себя вести, чтобы сохранить здоровье?
Дидактическая игра «Можно и нельзя»
(Показываются слайды с сюжетами правильными и неправильными, а дети говорят можно так делать или нельзя.)
Медведь. Молодцы!
Воспитатель. Устали? Давайте сделаем зарядку
Физминутка
Будешь кушать витамины.
Будешь очень, очень сильным, (показывают силу).
Будешь бегать далеко, (бег на месте),
Будешь прыгать высоко, (прыжки на двух ногах).
Будут ножки танцевать, (выставляют ногу на носок).
И усталости не знать!
Воспитатель. Мишка, а давай мы заглянем в твое лукошко, это тебе, наверное, туристы оставили угощение. (Показывает детям муляжи чипсов, колы, сладостей.)
Медведь. Вот сладости – конфеты самые мои любимые, сейчас съем и мне лучше станет. Ой, еще хуже стало, теперь зуб заболел.
Воспитатель. Эх, ты – медведь, разве можно столько сладкого есть: это же вредно для здоровья.
Медведь. Помогите мне разобрать мое лукошко на полезные продукты и вредные, пожалуйста!
Воспитатель. В одну корзину будем складывать полезные продукты, а в другую – вредные продукты.
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты»
(Воспитатель рассыпает лукошко перед детьми и предлагает ему помочь, в одну корзину собрать полезные продукты, а в другую корзину вредные. Дети сортируют под музыку продукты, собирая их в две корзинки.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли мишке. В этих фруктах и овощах много витаминов, которые защищают нас от болезней, если мы будем их кушать, то никакая простуда нам не страшна.
Медведь. Ой, что-то у меня глаза заболели.
Воспитатель. Мишка, а хочешь, мы тебя своей гимнастике научим, чтобы глазки не болели?
Зрительная гимнастика «Медведь»
Вставайте, руки за спину, смотрите и слушайте и внимательно повторяйте:
Сел медведь на бревнышко, (поднять голову вверх)
Стал глядеть на солнышко, (водить глазами вправо влево)
– Не гляди на свет, медведь! (поморгать глазами)
Глазки могут заболеть!
III. Практическая часть
Воспитатель. Молодцы, ребята! А теперь, давайте, мы медведю подарим «Витамины», что бы он выздоровел и никогда больше не болел. Это у нас будет коллективная работа. Встаем дружно вокруг стола. Рисуем витамины по очереди. Витамины у нас могут быть разного цвета, какого цвета будут ваши витаминки вы сами решите? Рисуем указательным пальчиком. После работы не забываем взять салфетку и удалить краску с ваших рук, садится на свои места. (Звучит веселая,зимняя музыка. Дети рисуют витаминки, на заранее приготовленном листе бумаги, где изображена пустая баночка. Работу они выполняют красками и пальчиками. Самостоятельная работа детей. По ходу занятия воспитатель подходит к ребятам и помогает.) Вот наша баночка с витаминами готова, давайте её подарим медведю. Мишка, принимай витаминки один раз в день, кушай фрукты, овощи и не забудь мыть руки!
Медведь. Какие вы молодцы, спасибо вам порадовали Мишку, и выздоровел и повеселел! Я вам тоже подарки приготовил всем по сочной морковке! Морковь очень полезная, и для глаз и для роста. Сейчас из моего леса придете в группу обязательно помоете руки и угощайтесь на здоровье. А мне в берлогу пора спать, прощайте до весны!
Воспитатель и дети. Спасибо, Мишка. Ты про нас не забывай и нашу пословицу запомни: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!».
IV. Итог занятия
Воспитатель. Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Вам понравилось наше путешествие? Вы запомнили, что нужно делать, чтобы помогать своему здоровью?
Дети. Кушать овощи и фрукты, мыть руки, заниматься спортом.
Воспитатель. Я желаю вам крепкого здоровья! Наше путешествие на этом закончено. Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!