Фиджитал-спорт как средство профилактики вредных привычек и повышения физической активности старшеклассников

Фиджитал-спорт как средство профилактики вредных привычек и повышения физической активности старшеклассников

Марина Ширманова,

учитель физической культуры

и педагог дополнительного образования

гимназии №189  «Заман»

г.Казани

 

«Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно….»

 

Данные социологических опросов и исследований доказывают: заинтересованность подрастающего поколения в здоровом образе жизни с каждым годом всё больше слабеет, что делает работу по пропаганде физической активности особенно важной и актуальной. Отсутствие желания проявлять хоть какую-то физическую активность – один из самых тревожных факторов. Безусловно, есть дети, которые активно и сознательно занимаются спортом, добиваются высоких результатов, но таких ребят немного. И даже они, чьи-то друзья и знакомые, зачастую не являются для своих товарищей примером для подражания. Подростки могут проводить много времени вместе, иметь общие интересы, но спорт, физическая активность, здоровый образ жизни редко становятся основой единения.

В настоящее время проводится большое количество соревнований, спортивно-массовых мероприятий – как на улице, в открытых пространствах, так и в спортивных комплексах, залах, бассейнах, ледовых дворцах. Организуются данные мероприятия и для любителей, и для профессионалов, мастеров своего дела. Без сомнения, в Татарстане  спорту уделяется большое внимание. Но, к сожалению, в современных условиях даже этого бывает недостаточно: очень трудно увеличить физическую активность ребенка, когда у него всегда под рукой легко увлекающая среда, которая не требует особенных усилий, – интернет-общение, онлайн и оффлайн игры. Особенно опасным представляется доступный даже подрастающему поколению разлагающий контент, главные действующие лица которого предстают перед зрителем с вредными привычками.

Как показывает действительность, не помогает заинтересовать старшеклассников физической культурой и увеличение спортивного инвентаря в учебных заведениях, приобретение высококачественного оборудования, рост количества двигательных заданий на уроках.

Отсутствие увлечённости физической культурой не отменяет потребности чем-то занять себя в свободное от уроков, бытовых домашних дел время. Единицы займут себя чем-то полезным: почитают книгу, будут осваивать игру на музыкальном инструменте, станут участниками волонтёрского движения. Значительная часть подростков, к сожалению, увлекают себя вредными привычками и ребята обычно не имеют полного представления о вреде и хотят попробовать что-нибудь запретное. Естественное детское любопытство при отсутствии со стороны взрослых контроля и адекватной помощи может привести к формированию вредной привычки, зависимости, избавление от которой, если и будет возможным, станет очень болезненным.

Вырастая в неблагоприятных условиях, где нормальным считается самоутверждение в коллективе за счёт приобщения к вредным привычкам, молодой человек с большой долей вероятности и в дальнейшем не будет вести здоровый образ жизни.

Значит, спорт, как утверждённое специалистами действенное средство профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании, сегодня должен стать культом современной молодёжи, должен пониматься подрастающим поколением как путь к яркому, полному, радостному существованию. Поэтому крайне важно направить молодых по дороге активного физического развития, заинтересовав их в этом.

Основная задача внедрить подрастающему поколению фиджитал-игры в учебно-воспитательную деятельность, что будет способствовать профилактике вредных привычек и повышению физической активности старшеклассников, а также позволит усовершенствовать физкультурно-оздоровительный процесс и повысить качество жизни в целом.

Фиджитал-спорт – инновационный формат соревнований, который образован на стыке спорта, технологий, образования и науки. В его основе лежит комбинация наиболее динамичных, зрелищных спортивных дисциплин и популярных видеоигр при помощи высокотехнологических устройств. Новый спортивный формат проверяет как цифровые и когнитивные навыки атлетов в компьютерной игре, так и их физическую подготовку на реальной площадке.

Каждая дисциплина фиджитал-спорта состоит из двух этапов: цифрового и физического. Цифровой этап подразумевает использование игровых навыков (тактики, реакции, стратегии, логики) в симуляторах, шутерах, гонках, стратегиях, файтингах. На физическом этапе участники должны показать сплочённость команды и спортивную подготовку, чтобы достичь наилучшего результата.

Именно посредством цифровой составляющей фиджитал-спорта планируется приобщить к нему большое количество старшеклассников. Так как многие ребята хорошо знакомы с компьютерными играми, им будет интересно попробовать свои силы в соревновании и почувствовать себя профессионалом. Мягкий, но обязательный переход к физическому этапу потребует от подростков большего внимания к собственным спортивным навыкам, что улучшит со временем и состояние их тела.

 

Цель внедрения фиджитал-игр в учебно-воспитательный процесс – пропаганда здорового образа жизни и исключение из жизни подростков вредных привычек за счёт вовлечения в разрабатываемый проект тех старшеклассников, которые являются потенциальными потребителями вредоносных веществ. Вследствие того что фиджитал-спорт – это симбиоз компьютерных дисциплин и традиционных видов спорта, появляется возможность развить школьный спорт на разных соревновательных уровнях, а выявление особенно талантливых потенциальных спортсменов обеспечит в свою очередь пополнение сборной, защищающей честь региона и страны.

Как известно, фиджитал-спорт – синтез классического спорта, киберспорта, науки и технологий. Найдя применение в образовательном процессе его цифровой составляющей (например, включая её в занятия на переменах), мы предоставим старшеклассникам возможность заниматься любимым делом. Перемены нужны, чтобы дети могли отдохнуть и далее успешно переносить все нагрузки в течение полного учебного дня. Лучший отдых же – это смена деятельности. И именно фиджитал-игра поможет нам в этом. А физический её этап подтолкнет старшеклассников к необходимости завершить игру, сделать её полноценной уже во внеурочной деятельности – для этого в гимназии созданы комфортные условия в рамках реализации программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

В заключении хотелось бы добавить, в системе образования теория, не подтверждённая практикой, не закреплённая действительностью, теряет всякое значение. Внедрение фиджитал-спорта в жизнь школы благоприятно скажется на образовательном процессе: ученики, задействованные в этом движении, не только с большим удовольствием будут воспринимать учебный процесс, но и получать возможность укреплять своё здоровье, улучшать свои телесные качества, сопрягая любимое занятие – компьютерные игры с физической активностью. Данная синергия работы тела, ума и цифровых технологий, без которых современные подростки не мыслят себя, обеспечит успех представляемого проекта, так как дети, руководствуясь собственным желанием, с азартом вольются в новый для них развивающий процесс.