Декоративная отделка кармана фартука ручной вышивкой
Надежда ЕЛДАШЕВА,
учитель технологии I квалификационной категории,
педагог дополнительного образования.
«Центр детского творчества»
МБОУ «Билярская средняя общеобразовательная школа»
Алексеевского района
Цель урока:
- Познакомить учащихся с вариантами отделки фартука с помощью презентации, выполненной в Power Point;
- Обучить некоторым приёмам отделки фартука.
Задачи урока:
- Развивающая: развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
- Обучающая: расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
- Воспитывающая: продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимоконтроля.
Методическое оснащение урока:
Оборудование: учебник, набор ручных вышивальных инструментов, детали кроя кармана, технологические карты, презентация, выставка вышитых изделий.
Ход урока
- Оргмомент Добрый день! Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. Актуализация 1) Определение темы, целей занятия. - Учитель: Сегодня у нас необычное занятие. Для начала поиграем в игру «Закончи поговорку». (слайд.1)
- «Считай деньги в своем …» «Из чужого … платить легко»
- «Запас … не тянет» Какое слово пропущено? (карман) – Да, в наших поговорках пропущено слово карман. Это деталь вашего будущего фартука. И тема нашего занятия (слайд.2) «Декоративная отделка кармана фартука…) – Мы будем учиться украшать карман фартука . Как можно украсить карман? (слайд.3) (Карман можно украсить тесьмой, кружевом, вышивкой) Мы же умеем вышивать? Сегодня мы будем учиться украшать карман вышивкой. И тема урока: Декоративная отделка кармана фартука ручной вышивкой (слайд.4)
III. Новая тема Краткая информация учителя про историю вышивки. Вы знаете, девочки, что вышивка сейчас в моде? (слайд.5) Вышивка является модным декоративным элементом современного костюма. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид, способ украшения одежды и (слайд.6) предметов интерьера узорами. Этот вид рукоделия возник очень давно, как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России.
(слайд.7) В русском и татарском декоративно-прикладном искусстве вышивка использовалась не только для вышивания картин, (слайд.8) а также для украшения праздничной и повседневной одежды, (слайд.9) предметов обихода: скатертей, полотенец, наволочек. (слайд.10) Она развивалась как один из наиболее традиционных видов рукоделия в форме домашнего художественного ремесла. (слайд.11) Основным элементом русского и татарского костюма является фартук, который раньше был обязательным элементом рабочей одежды, а у молодых женщин часто и праздничной. (слайд.12) Фартуки украшались цветочно-растительными узорами. (слайд.13) Любимым швом татарских и русских рукодельниц является вышивка в технике «тамбур». Тамбурные швы относятся к свободным декоративным швам, применяются самостоятельно и имеют много разновидностей. У вас на столах имеются образцы вышитого кармана, посмотрите внимательно на них. Как вы выдумаете, каким швом обработан карман? На какой шов похожи стежки? (стежки похожи на тамбурные). Что представляет собой тамбурный шов? (слайд.14) (Тамбурный шов – это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой) Как выполняется шов? (слайд.15) Шов выполняется сверху вниз или справа налево. Как применяется тамбурный шов? (слайд.16) Тамбурный шов применяется для вышивания контура рисунка и сплошного заполнения узора. Тамбурный шов имеет много разновидностей и названий – шов цепочка, тамбурная цепочка, колосок, петля в прикреп, и т.д. В основе всех этих разных названий – один шов и одна техника. (слайд.17) Сегодня мы научимся вышивать один из его разновидностей «петля в прикреп», образец которого перед вами. Для начала повторим правила безопасной работы. Поиграем. Условия игры такие: я начинаю фразу, а вы заканчиваете. Инструктаж по технике безопасности При работе с иголками: Храните иголки… (в игольнице). Не берите иголки… (в рот). Не пользуйтесь ржавой …(иголкой). Не вкалывайте иголку… (в одежду) (слайд.18) При работе с ножницами: Кладите ножницы… (справа, сомкнутыми лезвиями). Передавайте ножницы…(кольцами вперед, сомкнутыми лезвиями). (слайд.19)
Физминутка IV. Практическая работа 1. Вводный инструктаж Учитель: Теперь вернёмся к нашим образцам. Итак, мы сказали, что этот шов «петля в прикреп» (слайд.20) выполняется на основе тамбурного шва. Шов «петля в прикреп» – это отдельно закреплённая тамбурная петля, (слайд.21) представляющая собой группу изолированных петель, которые можно располагать любым образом: (слайд. 22) по кругу, с наклоном. (слайд.23) Такими петельками вышивают цветочки, травку, бабочки и т.д. (слайд.24) Выполняется шов в два приема. Делается первая петля тамбурного шва, а вместо второй петли выполняется закрепочный маленький стежок ниже петли. При этом иглу выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Выполнив 4 –5 петель из одной точки, получаем цветок. Если петли сгруппировать по две получается веточка.
- Самостоятельная работа учащихся (Во время практической работы включить музыку Чайковского «Лунная соната») Текущий инструктаж Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, пользуясь технологической картой.
Заключительный инструктаж
- Домашнее задание. Пользуясь знаниями, полученными на занятии, подберите узор для кармана фартука (слайд.25) V. Итог занятия Рефлексия. (слайд.26) Продолжите предложения: – Я научилась … – Мне было интересно … – Мне было трудно … – Мне понравилось …
Спасибо за работу (слайд.27)
Литература
- Валеева Г.Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар – М.: Советский художник, 1990.
- Максимова М. В. Вышивка. Первые шаги – М.: Эксмо 2001.
- Семячкина А.А. Узоры – М.: Просвещение, 1987.
- Сергеева Нурзия. Татарская вышивка. – К.: Мәгариф, 2005.
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text