Игра-путешествие на полянку «Маленькие насекомые»
№ 156
Игра-путешествие на полянку «Маленькие насекомые»
(Образовательная деятельность в средней группе)
Раиля ГАЗИМОВА,
воспитатель высшей квалификационной категории Балтасинского детского сада № 2
Область знаний: познавательный.
Вид деятельности: расширение познавательной активности.
Цель: воспитание у детей интереса к маленьким обитателям природы.
Задачи:
воспитательная: воспитание у детей внимания, милосердия маленьким обитателям природы;
развивающая: создание условий для благоприятного отношения к живой природе, развитие памяти, речи;
учебная: формирование способности представления.
Словарная работа: насекомые, полянка, жук.
Предварительная работа: рассматривание рисунков, изучение стихотворений.
Материал: игрушечная бабочка, маленькие игрушечные насекомые, конверт с разноцветными кружочками, карточки с изображением насекомых.
Методические приемы: беседа, игры, поиски, вопросы.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, какое сейчас время года?
Дети. Лето.
Воспитатель. Да, дети, какой прекрасный летний день. Светит теплое солнышко. На голубом небе плывут пушистые как вата облака. Поют птицы. Над разноцветными цветами летают бабочки. Поэтому я и люблю лето. А вы любите лето?
Дети. Любим.
Воспитатель. Илюза, а ты почему любишь лето? (Индивидуальные ответы детей.)
Дети. В это время года прилетают бабочки, играют с детьми; расцветает много цветов и т.д.
Воспитатель. Дети, смотрите: бабочка услышала наш разговор и прилетела. (Воспитатель сама в роле бабочки.)
Күбәләк.
Сөйләдегез бик күркәм,
Уйнарга вакыт җиткән.
Җәйге урман аланына,
Әйдәгез, минем белән.
Воспитатель. Дети, бабочка завет нас в гости на летнюю полянку, где живут ее друзья насекомые. Пойдем?
Дети. Пойдем.
Воспитатель. Закройте глаза, руки вытяните вперед. Кого бабочка коснется крылом, тот превращается в бабочку. (Бабочка касается ладошек детей.)
Воспитатель. Ребята, мы сейчас превратились в бабочек. Давайте, полетим за бабочкой. (Дети летят на цыпочках за бабочкой на игровую площадку. На площадке бабочка вновь касается крылом детей.) Ребята, мы с вами пришли на красивую летнюю полянку. Спасибо тебе, бабочка, теперь лети на волю, летай на здоровье, спасибо за приглашение в гости.
Ребята, на полянке не видно ни одного насекомого. Вы не видите?
Дети. Нет.
Воспитатель. Куда это они интересно подевались? (Индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель. Давайте, ребята, возьмём свои бинокли и внимательно посмотрим в траве, в кустах, в листьях. (Дети делают из пальцев бинокли, ищут насекомых.) Ребята, на полянке надо ходить только по дорожкам, поднимая ноги. Кто знает: почему?
Дети. Потому что среди травы могут быть маленькие насекомые, их дома. (Дети выискивают в траве, в цветах известных себе насекомых: бабочек, божьих коровок, кузнечиков и садятся полукругом на ковер, ставят насекомых перед собой.)
Воспитатель. Вот когда постарались – нашли. Ислам, ты что нашел?
Ислам. Кузнечика.
Воспитатель. Он где спрятался?
Ислам. В зеленой траве.
Воспитатель. Как ты думаешь, почему кузнечик спрятался в зеленой траве?
Ислам. Потому что он сам зеленый и в зеленой траве становится невидимым.
Воспитатель. Ребята, что может быть еще зеленым? (Ответы детей.)
(В таком же порядке ведется разговор о божьей коровке, пересчитывают предметы округлой формы.)
Воспитатель. Ребята, а где вы нашли бабочку?
Дети. В цветах.
Воспитатель: Как вы думаете, почему бабочка спряталась в цветах? (Ответы детей.)
(Воспитатель предлагает поставить насекомых на ковер, обращает внимание детей на шорох.)
Воспитатель. Ребята я слышу какой-то шорох. Вы тоже слышите? (Вместе слушают. Воспитатель замечает в кустах жука и приносит детям на ладошке.)
Воспитатель. Ребята, смотрите, какого насекомого я нашла. Вы узнаете? (Дает детям поближе познакомиться.) Ему тоже хочется с вами познакомиться, поэтому он и выполз.
Ребята, название этого насекомого – майский жук. Давайте повторим.
Дети. Майский жук. (Повторяют индивидуально.)
Воспитатель. Жук какого цвета?
Дети. Зеленый.
Воспитатель. Да, ребята, жуки, выползающие рано весной, бывают серого цвета, а летом – зеленого.
А сейчас у нас какое время года?
Дети. Лето.
Воспитатель. Поэтому у нас жук зеленого цвета. Как вы думаете, где он от нас спрятался?
Дети. Под зеленым листом.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что он зеленого цвета.
Воспитатель. А какой он формы?
Дети. Продолговатой, овальной.
Воспитатель. Ребята, а хотите я вам прочитаю про жука красивое стихотворение. Вот послушайте.
Чәчәкләр арасында,
Үләннәр дөньясында
Зур, кечкенә коңгызлар
Выжылдашып йөриләр.
Үзләренә качарга
Бәлки, урын эзлиләр?
Шыпырт кына шул урыннан
Безне дәген күзлиләр.
Ребята, понравилось вам стихотворение?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, давайте сосчитаем, сколько бабочек мы с вами сегодня на полянке нашли? (Дети считают. Ответы детей.) А сколько кузнечиков? (Ответы детей.) Ребята, положите насекомых перед собой на землю, не станут ли они двигаться?
Дети. Нет.
Воспитатель. А теперь возьмем их на ладошки, поднимем высоко ближе к солнцу, не полетят ли они?
Дети. Нет.
Воспитатель. Давайте, все вместе послушаем, дышат ли они?
Дети. Нет.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете: почему насекомые не двигаются, не дышат, не летают?
Дети. Потому что они игрушечные.
Воспитатель. Да, ребята, они – игрушечные. Мы сегодня не беспокоили живых насекомых, не брали их на руки. Почему?
Дети. Потому что они очень маленькие, мягкие, у них ломаются крылья, мы можем их раздавить.
Воспитатель. Если мы встретим живых насекомых, то, что нам делать?
Дети. Мы их рассматриваем, если нужна помощь – оказываем.
Воспитатель. Ребята, мы с вами знаем много стихов о насекомых, давайте их расскажем.
1 нче бала.
Чәчәкләрдән чәчәкләргә
Көнозын оча-куна,
Нектар белән тамак ялгап
Чыклар белән юына.
2 нче укучы.
Әйт әле, чикерткә,
Сине нәрсә сикертә?
Сайрый белми сайрыйсың,
Бер туктамый кич-иртә.
3 нче укучы.
Чәчәккә кунган күбәләк
Күзен йомып утырмый.
Канат җәеп очып китә,
Еласан да тоттырмый.
4 нче укучы.
Кам, кам, камка, кач,
Киявең килде – ишек ач.
Кызыл туныңны ки дә
Мич астына кереп кач.
Воспитатель. Ребята вы очень красиво рассказали стихи, оставим маленьких друзей на ковре и поиграем.
Подвижная игра «Насекомые»
(Когда воспитатель показывает рисунок кузнечика, дети прыгают на ножках раздвинув руки назад; на рисунок бабочки – бегут на цыпочках, махая крыльями; на рисунок божьей коровки – ходят на цыпочках раздвинув руки назад; на рисунок жука – летают, выговаривают звук Ж. (Развиваются навыки внимания, движения на сигнал.) Команды даются по-разному.)
Воспитатель. Ребята, насекомым стало грустно смотреть, как мы играем, им тоже хочется поиграть с нами в прятки. Возьмем насекомых в ладошки и подойдем ближе к столу.
Посмотрите, какой красивый конверт, знаете, что там спрятано? (Воспитатель открывает конверт, там лежат цветные кружочки.)
Воспитатель. Ребята, что это?
Дети. Кружки.
Воспитатель. Да, в конверте спрятаны цветные кружочки. Давайте с помощью этих кружков поиграем в прятки. (Дети прячут под нужными кружками насекомых. Например, зеленого кузнечика – под зеленый кружок.)
Воспитатель. Алмаз, почему ты кузнечика спрятал под зеленый кружок?
Алмаз. Потому что кузнечик зеленого цвета. (Выслушиваются индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель. ребята, что нового мы сегодня узнали на летней полянке?
Дети. Познакомились с жуком.
Воспитатель. Какая игра вам больше всего понравилась? (Ответы детей.)
Воспитатель. Какая игра была самая трудная? (Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, поделитесь сегодняшними новостями с родителями
по дороге домой. А что они знают о насекомых, расскажете завтра мне. Сегодня вы все молодцы, во время путешествия вели себя примерно, были дружными. Насекомые в траве любовались вами.