Край родной навек любимый
№ 119
(Проект для детей подготовительной к школе группы)
Татьяна МАМАЛИМОВА, Рузалия ЗАКИЕВА,
воспитатели I квалификационной категории детского сада №18 «Улыбка» г. Азнакаево
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Цель. Развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи:
– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
– развивать интерес к знакомству и изучению истории родного города, его достопримечательности, профессий связанных со спецификой местных условий;
– обеспечить единство подходов в воспитании детей в условиях ДОУ и семьи, участие в жизни группы детского сада;
– на основе расширения знаний детей о родном крае воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине;
– воспитывать уважение к людям труда, стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов;
– продолжать формировать потребность ежедневной двигательной деятельности. Поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребенка;
– воспитывать гуманное отношение ко всему живому и закладывать основы экологической культуры личности.
Ресурсное обеспечение: составление карты района; фото стенд достопримечательностей города и района, изготовление макета нефтяной вышки, нефтяной качалки, макета мини-музея, иллюстрации, герб г.Азнакаево, диски со спокойной музыкой, дисковод, костюм пчелы, костюм пасечника, макет улей, мёд в сотах, бросовый материал.
Формы и методы работы с родителями: беседа с родителями о важности данной проблемы, организация выставки совместного творчества детей и родителей, оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»; домашнее задание написать сочинение совместно с родителями «Мой папа – нефтяник», «Чатыр Тау», «С днём рождения, любимый город».
Реализация проекта:
Проведение бесед на темы: «Мой дом», «Мой любимый город», «Как хлеб пришел к нам на стол?», «Нефтяник – почетная профессия», «О труде животноводов», «О пчеловодстве».
Чтение художественной литературы: Ушинский К.Д. Пчелки на разведках; Дягутите Я. Руки человека; Алиш А. Нечкэбил; Маяковский В. Кем быть?; пословицы, поговорки, высказывания о труде.
Заучивание: Воронько П. Лучше нет родного края; Пушкин А.С. Уж небо осенью дышало…; стихи поэтов-земляков.
Проведение занятий:
– ознакомление с природой. Экологическое воспитание «Знакомство с легендой о горе «Чатыр тау», «Пчёлка, пчёлка дай нам мёду»;
– рисование «Нефтяная вышка»;
– лепка, пластический этюд «Пчёлка Мая»;
– ручной труд «Изготовление ульев»;
– коллективный труд – коллаж «Богатство родного края», «Профессия наших родителей»;
– викторина «Знатоки родного края».
Совместная деятельность детей и родителей: организация и проведение экскурсий: экскурсия в краеведческий музей, пеший поход в лес; экскурсии на ферму, к нефтяному оборудованию, по аллее героев, по городу и в городской парк; в ледовый дворец, оздоровительный центр «Дельфин»; помощь в изготовлении макетов.
Работа в центре игровой деятельности:
Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Угадай профессию», «Назови профессию», «Кому без пчёл не обойтись?», «Экологическая цепочка», «Что из чего сделано?», «Нефть и его продукты».
Подвижные игры: «Медведь и пчёлы», «Пчёлы», «Лесник», «Пастух».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы маленькие помощники», «Мы нефтяники», «На пасеке», «Столовая для нефтяников».
Игры со строительным материалом: «Нефтяная вышка», «Строим новый дом».
Создание мини-музея.
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Тема. Путешествие по городу.
Программное содержание:
– Расширять и углублять знания детей о родном крае, о достопримечательностях нашего города; закреплять знания о гербе; вызвать интерес к истории Азнакаево.
– На основе расширения знании об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь и бережное отношение к природе родного края.
– Продолжать совершенствовать речь, развивать умение составлять рассказ из личного опыта.
– Развивать двигательную активность, воспитывать организованность, дисциплинированность.
Ход занятия
(Вход в физкультурный зал. Инструктор предлагает детям путешествие по карте Азнакаевского района. Совместно с инструктором дети выбирают маршрут. Дети отправляются через препятствия в лес. В лесу их встречает Лесовичок.)
Лесовичок.
Это я – седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
(Дети здороваются с Лесовичком.)
Лесовичок. Здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали?
Дети. Мы в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой родного края.
Лесовичок. Умеете ли вы себя вести в лесу? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не навредить природе? (Ответы детей.)
Молодцы, ребята, вижу, как вы любите природу, свой родной край. А знаете ли вы пословицы о родном крае? (Дети читают пословицы.)
– Тот свой край не любит, кто его природу губит.
– Иди в родной край, там и под елкой рай.
– И хлеб по своей стороне скучает.
– Нет в мире краше Родины нашей.
– Человек без Родины, что соловей без песни.
Лесовичок. Оказывается, много пословиц вы знаете о родном крае. А теперь я вас проверю и игру для вас затею.
Упражнение на дыхание «Ветерок»
(Лесовик раздает детям по одному листочку, привязанный к палочке. Дети делают глубокий вдох и при выдохе дуют на листочек.)
Лесовичок. Ой, какие вы молодцы! Со всеми заданиями справились.
Инструктор. Пора прощаться с Лесовичком, ребята. Давайте поблагодарим его за все. А нас впереди еще ждет много интересного.
(Ходьба по кругу. Звучит песня о родном городе.)
Воспитатель. Ребята, возвращаясь из волшебного леса наблюдали за осенней природой и слушали песню. Кто скажет, о чем поётся в этой песне? (Ответы детей.)
Воспитатель. Да, в этой песне поется о нашем городе.
Воспитатель. А кто скажет, как называют жителей, живущих в городе Азнакаево? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, мы тоже с вами – азнакаевцы.
Оказывается, ребята, и у городов тоже есть возраст, как у всех людей. И у каждого города он разный. Как вы думаете, сколько лет нашему городу? (Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, 80 лет. Это очень много. Мы уже знаем, что у Азнакаевского района очень богатое прошлое и настоящее. Сегодня мы продолжим знакомство с достопримечательностями нашего района. Посмотрите, дети, на карту. (Дети по карте определяют следующий маршрут – краеведческий музей. В музее детей встречает воспитатель по обучению татарскому языку.)
Воспитатель по обучению татарскому языку. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь увидеть вас в нашем музее. Здесь произошли некоторые изменения. Обратите внимание, что нового вы видите? (Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно. В нашем районе процветает нефтяная промышленность. Поэтому Азнакаевский район называют краем «черного золота». А что такое «черное золото»?
Дети. Эта – нефть, которая добывается в нашем районе.
Воспитатель. На что еще вы обратили внимание?
Дети. На герб.
Воспитатель. Верно, это – герб нашего Азнакаевского района. Посмотрите, какая птица там нарисована? И что он обозначает? (Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, сокол обозначает стремление к вершинам. А какие цвета вы там видите? (Ответы детей.)
Воспитатель. Белый цвет – символ чистоты. Зеленый цвет – это наша природа, здоровье. Красный цвет – символ труда, силы, красоты. Черный цвет – это прорывающийся фонтан нашего района, нефть. Желтый цвет – сельское хозяйство.
Ребята, какие знаменательные места нашего города вы еще посетили?
Дети. Музей, бассейн, парк имени Ишкаева, мечеть, аллея героев.
Воспитатель. А что вы видели в аллее героев?
Дети. Там воздвигли бюсты Героям Социалистического Труда. (Дети перечисляют фамилии героев труда района (Хасанов, Гринь, Булатова и др.)
Воспитатель. Да, ребята, самое главное богатство нашего района – это люди. Наш район славится своими героями труда, талантами, которые прославились не только в районе, и в республике: Ильдус абый Гилязов, Назиба апа Ихсанова, Марсель абый Галиев, Зайнаб апа Фархутдинова, Салават абый Миннеханов и др.
А сейчас послушайте стихотворение Г.Губайдуллиной «Азнакаем». (Дети рассказывают стихотворение.)
Воспитатель. Спасибо, ребята. А ещё про какое знаменитое место нашего района мы не упомянули? (Ответы детей.)
Воспитатель. Да, гора «Чатыр-тау» считается самым высоким в Татарстане и является охранной зоной. Как вы думаете, почему? (Ответы детей. Дети читают стихи о горе «Чатыр тау».)
Воспитатель. На память о музее я хочу подарить вам эмблему нашего района. До свидания! Скажем спасибо, попрощаемся и пойдем дальше.
Посмотрите на карту. Куда мы с вами сейчас пойдем? (Дети намечают маршрут в бассейн.)
Воспитатель. Да, ребята, сейчас мы с вами пойдем в оздоровительный центр «Дельфин», но мы пойдем не обычным ходом.
Инструктор. Перестроение в две колонны. «Чья колонна быстрее?» (Эстафета спасательным кругом. Звучит музыка – шум моря.)
Логопед. Здравствуйте, ребята! Мы с вами посещали оздоровительный комплекс «Дельфин». Что вы видели там?
Дети. Тренажерный зал, зал для танцев, гимнастики, аэробики, теннисную площадку, бассейн.
Логопед. А что вам больше всего запомнилось?
Дети. Вода в бассейне.
Логопед. А кто скажет, бассейн какой?
Дети. Прямоугольный, глубокий, мелкий и т.д.
Логопед. А какая вода в бассейне?
Дети. Теплая, прозрачная, приятная.
Логопед. Молодцы, ребята. Сейчас я с вами хочу поиграть. (Игра на дыхание с водой.)
Логопед. Спасибо, ребята, с этим заданием вы тоже отлично справились. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. (Детей встречает воспитатель.)
Воспитатель. Ребята, сегодня было необычное путешествие по нашему району. Что же вам запомнилось и понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы много знаете о нашем городе, районе.
Я хочу вам предложить в память о нашем путешествии сделать эмблему нашего города. В музее вам рассказали, что означают эти цвета на этой эмблеме. Сделаем мы его необычным способом: с помощью ниток, которые мы с вами изготовили заранее. Приступаем к работе.
(Коллективная работа детей под спокойную музыку местного композитора С.Хабирова. Воспитатель хвалит детей, показывает готовый герб и предлагает передать его в музей.)
Презентация проекта «Богатство родного края»
Материалы к занятию. Заготовки для поделки пчелы, гуашь черного цвета, материал для аппликации, диск с записью спокойной музыки, дисковод, куклы би-ба-бо, созданный мини-музей родного края.
Программное содержание:
– Закрепление знаний детей о родном крае, продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать уважение к людям труда родного края.
– Расширять представление детей об окружающем мире, о пчелах, развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность при выполнении поделок. . Закреплять умение расслабляться, развивать воображение.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? (Ответы детей)
Воспитатель. Да, настроение наше отличное, тем более у нас сегодня гости. Всем пожелаем доброе утро.
Дети. Доброе утро, здравствуйте, добро пожаловать!
Воспитатель. У каждого человека есть своя родная земля, где он родился, вырос. Наша родная земля – это наш город Азнакаево. (Ребёнок читает стихотворение о городе Азнакево.)
У каждого человека есть день его рождения. У городов тоже есть свой возраст. Кто знает, а сколько лет нашему городу, району? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, в этом году исполняется 80 лет образованию нашего района. По этому случаю я вам предлагаю рассказать гостям о богатстве родного края, о тружениках разных областей. Пригласите гостей в наш мини-музей.
1-й ребёнок (начинает знакомство с мини-музеем). У каждого государства, республики, города имеется свой герб. А это – герб нашего города. Основная часть герба – белый сокол означает чистоту, стремление к вершине. Туловище сокола обведён чёрным цветом, который является символом основного богатства края – нефти. Жёлтая полоса означает символ богатого урожая, зелёный цвет – символ природы, здоровья, сила жизни.
2-й ребёнок. Этот отдел музея посвящён нашим нефтяникам. Нефть, добытая при помощи буровых установок качают нефтяные скважины, и «чёрное золото» по проложенным под землёй трубам отправляется по назначению. Из нефти производят бензин, резиновые шины, полиэтилен, пластмассу и многое другое. (Чтение стихотворения про нефтяников.) Мой папа тоже работает нефтяником. За хороший труд его наградили грамотой, дипломами. (Показывает папины дипломы и грамоты.)
3-й ребёнок. А этот отдел посвящён труженикам сельского хозяйства. Хлеборобы ежегодно выращивают и сдают государству богатый урожай злаков (Показывает маленькие снопы, макеты, сельскохозяйственный транспорт. Воспитатель предлагает пальчиковую игру в стихах, в содержании которых перечисляется все виды злаков, которые выращивается в районе (пшеница, рожь, овёс, пшено, гречиха). Пальчиковая игра в стихах.)
4-й ребёнок. Здесь макет животноводческой фермы села Уразаево. Таких ферм в районе очень много, где работают животноводы, дояры. Они снабжают нас молоком и мясом.
(Воспитатель спрашивает у детей, что делают из молока (масло, сметана, кефир, катык, простокваша, бифидок, йогурт, мороженое, сыр, творог). Показ детьми фрагмента кукольного театра «Моя Бурёнушка».)
5-й ребёнок. А это – улей. Там живут пчёлы. Они собирают мёд и наполняют соты. Когда все соты наполняются, пасечники выкачивают, гоняют мёд. (Чтение стихотворения «Как хорошо на пасеке!». Заходит ребёнок в костюме пчелы.)
Воспитатель. Здравствуй, пчела, ты что заблудилась?
Пчела. З-з-з!!! Я прилетела к вам из пасики за помощью. Вы согласны помочь. (Ответы детей.)
Пчела. Спасибо. Я вас приглашаю на пасеку. А чтобы туда попасть нам надо всем превратиться в маленьких пчелок. (Педагог-психолог предлагает всем удобно ложиться на ковер.)
Педагог-психолог. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите труженицу пчелу, перелетающую с цветка на цветок. Проследите за ее движениями. Она перелетает с цветка на цветок и собирает мед. Посмотрите какие у нее крылья прозрачные. Теперь каждый вообразит, что он- пчелка, что у него прозрачные крылья. Почувствуйте как вы летите в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат … и откройте глаза. Вот мы с вами на пасеке.
– Здравствуй, солнце золотое!
– Здравствуй, небо голубое!
– Здравствуйте, дети! (Входит «пасечник».)
Пасечник. Вы знаете: кто я? (Ответы детей.)
Пасечник. Ребята, я сделал новый улей. Мне нужны пчелки. Помогите мне, пожалуйста.
Подойдите к столам. Вот здесь есть одна пчела-труженица. Я вам предлагаю сделать ей помощников. Вспомните: какие бывают пчелки, что у них есть?
Дети. У них брюшко желтого цвета, с черными полосками. Есть усики, лапки, крылышки, жало.
Пасечник. Мы с вами уже лепили пчелок из пластилина, а сегодня будем рисовать и сконструировать. Вот у нас есть заготовки. (Используется бросовый материал.) Нужно черной гуашью нарисовать полоски. (Показ выполнения.) Рисовать нужно аккуратно. Затем приклеить глаза и в прорезь вставить крылышки. (Дети выполняют задание под спокойную музыку.)
Пасечник. Вот сколько у нас получилось пчёлок. Теперь есть кому поселиться в новый улей. Спасибо вам за вашу отзывчивость. Я тоже хочу вас порадовать, угостить вас и ваших гостей сладким мёдом.