Преодоление сценического волнения у младших подростков во внеурочной деятельности

№ 118

Дильбар ФАЙЗУЛЛИНА,

учитель музыки I квалификационной категории средней школы №156 г.Казани

Фарида МУСТАФИНА,

учитель музыки I квалификационной категории татарской гимназии №1 г.Казани

Лариса ХРУСТАЛЕВА,

учитель музыки I квалификационной категории средней школы №64 г.Казани

Ольга ШИТОВА,

учитель музыки I квалификационной категории средней школы №49 г.Казани

Актуальность исследования

Актуальность поставленной в проекте проблемы обозначена в одном из основных документов нашей страны в сфере дополнительного образования Федеральной целевой программой «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, в котором выделены основные направления совершенствования условий для поддержки творческой деятельности детей:

— обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики;

— создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

Цель проекта: разработка методического обеспечения для преодоления сценического волнения у учащихся пятых классов в рамках внеурочной деятельности.

Проблема исследования: Какое методическое обеспечение позволит организовать систематический процесс по преодолению сценического волнения в рамках внеурочной деятельности?

Предмет исследования: методические аспекты по преодолению сценического волнения у младших подростков в процессе внеурочной деятельности.

Задачи проекта

  •  1.Охарактеризовать понятие «сценическое волнение».
  • 2. Изучить методики преодоления сценического волнения в музыкальной педагогике.
  • 3.Разработать методическое обеспечение, включающее программу внеурочной деятельности, методические рекомендации и упражнения, направленные на преодоление сценического волнения у учащихся пятых классов.
  • Новизна методической разработки заключается в разработке программы по преодолению сценического волнения в процессе работы с учащимися средних классов в рамках внеурочной деятельности.
  • Теоретические методы, использованные при работе над проектом:  анализ, обобщение, систематизация, работа с теоретическими источниками по теме исследования, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также работ по специальной музыкальной педагогике и музыкальному образованию.
  • Практические методы – беседа, наблюдение, сравнение, проективные методики (музыкально-пластические задания, опрос и др.).
  • Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная в нем методическое обеспечение, включающее программу, этапы и методические рекомендации, может быть использовано в рамках внеурочно деятельности, а также в системе дополнительного образования для преодоления сценического волнения учащихся, учителей музыки.
  • Сценическое волнение
  •  встречается практически у всех исполнителей, но при этом может проявляться по-разному.

Симптомы тревоги, выделенные медициной:

  • дрожь тела;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • усиленное сердцебиение (иногда даже аритмия или тахикардия);
  • сухость во рту;
  • головокружение;
  • неусидчивость;
  • плаксивость;

*                   Сценическое волнение –одна из форм психического состояния личности до и во время концертного выступления

*                   Скованность всего тела;

*                   Скованность аппарата;

*                   Непомерное возбудимость, суетливость;

*                   Провалы в памяти;

*                   Плаксивость;

*                   Тревожность;

*                   Эмоциональная подавленность;

*                   Вялость, пассивность в поведении;

 

К.К. Платонов – советский психолог, доктор психологических наук и доктор медицинских наук, профессор

Четыре подструктуры личности:

  •   направленность
  •   опыт
  •   психические процессы,
  •   биопсихические свойства.

Принципы системы Станиславского

  • Принцип жизненной правды
  • Принцип сверхзадачи
  • Принцип активности действия
  • Принцип органичности
  • Принцип перевоплощения

План реализации проекта

 

Сроки Планируемые действия по выполнению задач Ответственные
1 четверть-

Сентябрь, октябрь

«Здравствуй, золотая осень» учитель музыки,  ЗДВР
«День учителя» учитель музыки,

педагоги доп. образ

2 четверть

Ноябрь, декабрь

День матери «Ты на свете лучше всех!»

 

учитель музыки,

педагог-организатор

Зимний праздник «Новый год» учитель музыки,

педагог-организатор,

классные руководители

3 четверть-

Январь, февраль, март

 «День защитника Отечества» учитель музыки,

ЗДВР

«Международный женский день» учитель музыки,

ЗДВР,

педагог-организатор

4 етверть-

Апрель, май

«День родного языка» учитель музыки, учителя русской и татарской филологии
 «День Победы!» Учитель музыки, ЗДВР, педагог-организатор

 

Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса

Направленность программы. Данная программа направлена на изучение и устранение сценического волнения во время выступлений. Разработка алгоритма действий, упражнений для восстановления уравновешенного состояния перед выступлением.

Назначение данной программы  связано с подготовкой артиста-исполнителя. Программа рассчитана на детей 10-11 – летнего возраста. Срок реализации программы – 1 год.

Актуальность. Новизна программы состоит в разработке методических рекомендаций, этапов и упражнений по устранению волнения для учащихся 5-х классов.

Этапы работы по преодолению сценического волнения в рамках подготовки концертного исполнения

1 этап – Подготовка музыкального материала для выступлений

2 этап – Основной. Работа над репертуаром

3 этап – Предконцертная психологическая подготовка

Упражнения на преодоление сценического волнения

-воспроизведение репертуара перед воображаемой публикой из числа самих же выступающих, а так же с последующим изменением «публики» слушателей (родители, параллельный класс и т.д);

-использование аудио, видеосъемки, с последующим анализом допущенных ошибок;

— обыгрывание. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского трудное стало привычным, привычное- легким, а легкое – приятным;

-исполнение песни, меняя очередность куплета «с любого места»;

-для закрепления музыкального материала можно использовать и применять ритмические движения, соответствующие художественному образу и смыслу песни;

— предварительное изучение акустических возможностей сцены;

— удобная комфортная одежда на сцене;

— эмоциональная встряска (много и оживлённо разговаривают на отвлечённые темы;

— расслабление в тишине;

— концентрация внимания на предстоящем выступлении;

—  размышления, не связанные с предстоящим концертом;

—  перемещения в пространстве.

Экспертная карточка оценки волнения на сцене

Критерии Высокий Средний Низкий
1 Поведение на сцене. Эмоционально-психологическое состояние во время исполнения. Исполнитель ведет себя на сцене спокойно. Собранный, сосредоточенный. Знает как вести себя на сцене Исполнитель ведет себя на сцене менее спокойно. Дрожат руки. Не может до конца собраться. Однако, не теряется. Паникует на сцене. Скованный. Зажатые плечи, неуверенные шаги
2 Вступление и исполнение песни Вступает вовремя. Произведение исполняет уверенно и убедительно. Четко отдает отчет своим действиям Вступает вовремя, но с опаской. Произведение исполняет достаточно уверенно Путает вступление. Произведение звучит не убедительно
3 Качество исполняемого текста Слова знает хорошо. Не путается. Отчетливое произношение текста во время исполнения. В тексте не путается Путает слова в тексте.
4 Чистота интонирования Все звуки поет спокойно, не напрягаясь. Отработаны все вокальные нюансы Поет хорошо, но в некоторых местах не дотягивает высоту звука. Поет напряженно. Интонирует не чисто
5 Воспроизведение художественного образа Понимает о чем поет. Использует различные средства выразительности для передачи художественного образа в песне. Понимает о чем поет, но недостаточно применяет различные средства выразительности для передачи художественного образа в песне. Не понимает художественный образ песни и не может применить средства выразительности.