Развитие музыкальных способностей дошкольников на основе LEGO-технологии

№ 116

Ольга КАЗАКОВА, старший воспитатель детского сада №293 г. Казани

Александра КЛЕВЦОВА, воспитатель детского сада №293 г. Казани

Марина ПАВЛОВА, Жанна ПАНТЕЛЕЕВА, музыкальные руководители детского сада №293 г. Казани

На современном этапе привлечение внимания педагогов к применению эффективных технологий в дошкольных образовательных организациях  является особенно важным. Это актуально и для музыкальных руководителей детского сада, как специалистов, занимающихся художественно-эстетическим развитием дошкольников.

В контексте ФГОС у ребенка  необходимо развивать предпосылки к последующему пониманию мира искусства, а также к самостоятельной творческой деятельности.

Мониторинг освоения содержания программы по художественно-эстетическому развитию (направление «музыка») выявил у части наших воспитанников неточности в интонировании мелодии, при воспроизведении ритмических рисунков; затруднения при описании характера прослушанных музыкальных произведений и др.

Поэтому появился данный проект, цель которого – повышение уровня эффективности музыкального воспитания дошкольников. Новизна проекта заключается в интеграции музыкальной деятельности и LEGO-технологии. Несмотря на распространенность LEGO-технологии, широкое использование его в  музыкальной деятельности проработаны недостаточно.

В рамках данного проекта  решались следующие задачи:

– определить значение LEGO-технологии в системе музыкального развития детей;

– выявить основные формы применения системы LEGO при планировании музыкальной деятельности с детьми;

– обсудить варианты интеграции LEGO-конструирования и музыки с педагогами и специалистами ДОО;

– наметить способы взаимодействия детей и родителей в данной  деятельности.

LEGO-технология полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью, благодаря которой ребенок динамично совершенствуется в своем развитии. LEGO – это игра. А игры имеют большое значение для всестороннего воспитания детей. LEGO-педагогика крайне актуальна в современном мире. Это одна из известных и распространённых сегодня педагогических систем, использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Простота в сочетании с большими возможностями конструктора позволяют в итоге увидеть сделанную своими руками модель. Кроме того, LEGO-конструирование – эффективная деятельность, которая помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопросов воспитания ребёнка. В совместной игре со взрослым ребёнок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремлённым, эмоционально отзывчивым.

С помощью конструктора LEGO у детей развиваются:

– воображение, фантазия и творчество; внимание, память, речь;

– пространственное мышление;

– художественно-эстетические способности;

– мелкая моторика рук;

– коммуникативные навыки.

При реализации проекта была создана развивающая предметно-пространственная среда:

музыкальные уголки с использованием LEGO;

дидактические игры: («Веселые LEGO-ритмы» для развития ритмического слуха; «LEGO-мелодии» для развития чистоты интонирования);

– картотека настроений (различные эмоциональные оттенки надо передать образами, построенными с помощью LEGO-кубиков одной или разной цветовой гаммы).

Данная тема обсуждалась с педагогами и родителями воспитанников нашего детского сада. С педагогами проведен семинар на тему «Перспективы и проблемы музыкального развития детей образов с использованием LEGO-технологии». С родителями организовано анкетирование на тему «Ваше отношение к музыкальному LEGO-развитию детей». Проведена консультация на тему «Роль создания музыкальных образов с использованием LEGO-элементов в музыкально-эстетическом развитии детей». Для педагогов детского сада и родителей воспитанников дан мастер-класс на тему «Создание музыкальных инструментов с помощью LEGO-кубиков». Организованы открытые занятия, выставки и конкурсы по LEGO-конструированию музыкальных образов, ритмов и мелодий. Оформлен мини-музей «Музыкальные инструменты и LEGO-образы».

В результате проект с использованием LEGO-технологии в музыкальной деятельности доказал свою эффективность. К концу года у детей улучшились показатели музыкально развития по всем направлениям.

Таким образом, интегрированный подход к музыкальному воспитанию и образованию дошкольников в ДОО с использованием LEGO-технологии успешно формирует интерес к музыке и развивает музыкальные способности дошкольников.

Список литературы.

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2012.
  3. Рыбина С.А. Как LEGO-конструирование влияет на развитие ребёнка.   (Библиотека материалов для педагогов). – Рedportal.net,  2015.
  4. Фешина Е.В. Игры с использованием LEGO-конструктора. Социальная  сеть работников образования, 2011.
  5. Интернет-ресурсы

https://pedportal.net

https://nsportal.ru