Внетабличное умножение и деление

№ 115

(Урок-путешествие по математике в III классе)

Гузалия ГАНИЕВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории Нижнечершилинской основной школы Лениногорского района

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Цели деятельности учителя Закрепить навыки решения примеров на внетабличное умножение и деление; продолжать работу над задачами, где применяется внетабличное умножение и деление, закреплять изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; развивать навыки устного счета, создать условия для формирования УУД, провести виртуальную экскурсию по достопримечательным местам Республики Татарстан.
Задачи обучения

 

Личностные: повысить учебно-познавательную мотивацию.Метапредметные:

регулятивные:

– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– выполнять самоконтроль;

– адекватно проводить самооценку результатов свое.й учебной деятельности;

познавательные:

– учить логическим действиям анализа, синтеза;

– владеть действиями построения рассуждений;

– формировать умение анализировать;

коммуникативные:

– учить умению слушать и вступать в диалог;

– учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

– строить речевое высказывание в уст.ной форме;

предметные:

– закрепить умение применять внетабличное умножение и деление в решении задач;

– закреплять изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; развивать навыки устно.го счета

Тип урока Комбинированный
Планируемые результаты Третьеклассники закрепят навыки решения примеров и задач на внетабличное умножение и деление, познакомятся с достопримечательными местами Республики Татарстан
методы и формы обучения Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование Куклы Нюша и Крош, схема маршрута по республике, сигнальные карточки, карточки с примерами, зачётные листы, проектор, татарско-русский словарь интерактивная доска, презентация

                                                        

Технологическая карта урока

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы  контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесная Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Положительный настрой на работу.В школе как всегда,

Всё ясно и привычно,

Хотя урок у нас сегодня

Будет необычный.

Демонстрируют готовностьк уроку Регулятивные: контролируют свои действия Наблюдение

II. Подготовка к путе.шествию.

Фронтальная. Индивидуальная  – К нам сегодня приехали в гости Нюша и Крош. Нюша и Крош уже зашли в нашу школу. Посмотрели наш школьный музей, посвященный известному просветителю Р.Фахреддину. Наша школа знаменита тем, что здесь учился и затем работал учителем известный просветитель и педагог Ризаддин Фахреддин.  В январе этого года исполнилось 160 лет со дня его рождения. (Слайд 2) Музей им понравился. Давайте пригласим их в класс, докажем им, что математика очень интересная наука. Совершим вместе с ними путешествие по нашей республике.– Сегодня у нас будет необычный урок. Мы будем путешествовать по достопримечательным места.м Республики Татарстан. Прогуливаясь по нашей республике мы будем решать примеры и задачи на внетабличное умножение и деление.  Посмотрите на схему маршрута. (Слайд 4)

Удобнее будет путешествовать командами. Так как нас мало, то будет только две команды:1-й  ряд – команда Нюши  и 2-й ряд – команда Кроша. Как вы уже поняли на сегодняшнем уроке мы будем соревноваться и путешествовать. Готовы ли вы? Сделаем разминку

Слушают учителя, отвечаютна вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео. (Слайд 3)

Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Устные ответы, наблюдение

III. Устный счет. Разминка

Работа в группе. Практический Игра «Не зевай»  На класс изготовляется 4 карты (по 2 на каждый ряд). У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, справится со своим заданием. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного участника перечеркивает работу всех остальных. Выигрывает тот ряд, который быстрее заполнит перфокарту

«Мозговой штурм»

88 уменьшите в 11 раз

70 уменьшите на 43

84:12

56:2

70:14

Во сколько раз 10 меньше 80?

Сколько раз  по 3 содержится в числе 45?

Какое число надо умножит.ь на 5, чтобы получить 60?

– Поставьте себе в зачетный лист столько галочек , сколько у вас правильных ответов

Считают устно, выполняя арифметические действия  Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассниковПознавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность; владеют различными приемами устного счета

Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление

Устные ответы

IV. Путешествие начинается. Постановка задач урока

Фронтальная. Словесный 

 

 

 

Практическая де.ятельность

Хотите узнать на чём мы поедем путешествовать? А для этого нам придется вспомнить внетабличные способы умножения и деления. Я приготовила шифр. Чья команда быстрее отгадает?454

 

     
     
     
     
     
     
     

90:90=

60:20=

2х10=

90:15=

38:1.9=

84:4=

57:3=

(Автобус)

– Ребята, давайте пока мы едем, объясним нашим гостям задачи этого урока

Закрепление знаний по внетабличным случаям умножения и деления 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проговаривают задачи урока

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: умеют слушать,

слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Устные ответы

Физкультминутка

Фронтальная По желанию учащихся Выполняютэлементарные физические упражнения под музыку. (Может будут изображать самолет?).   Наблюдение

V. Путешествие продолжается

Фронтальная.Индивидуальная.

Самостоятельная

– А экскурсию мы начнём с Национального музея Республики Татарстан. Как вы у.же знаете, чтоб туда попасть, нужно приобрести билеты.Это не простые, а арифметические билеты, где написаны примеры на порядок действия.

Билет (карточка) команды Нюши:

48–28:4+21                  (6.2)

Билет (карточка) команды Кроша:

71–24:8+17                    (75)

У Нюши ответ – 26, у Кроша – 51

– Ребята, вы согласны с такими ответами? Какую ошибку они допустили? Давайте им поможем

 

На интерактивной доске исправляют ошибки гостей, комментируют устно Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, оценивают собственную деятельность, при необходимости вносят корректировки; способны к проявлению волевых усилий.Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов

Личностные: имеют мотивацию
к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемы.х умений

Устные ответы,наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                           VII.  Решение  задач.
Работа в п.арах.Самопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа и работа в парах

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 – Следующий этап нашей про.гулки – это путешествие по реке Свияга на остров- село Свияжск. (Картина Свияжска)  Ну вот мы у реки. (Голос из магнитофона: «Куда это вы собрались? Я – водяная никуда вас не пущу, пока не решите вот эту задачу.) Задача написана на цветках (Приложение 1.) кувшинки: Марат поймал 24 рыбы, а Наиль в 2 раз.а меньше, чем Марат.Поставь вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. Реши задачу.

 754

(Команды записывают свои баллы.)

Водяная. Теперь можете поплыть к острову, прогуляться там, посмотреть храмы и церкви.

– Пора дальше ехать. Нюша и Крош отказались решать задачу, но готовят вам свою задачу. Вот она:

Путешественники плыли на катере 2 часа со скоростью 45 км/ч и на «Метеоре» 2 часа со скоростью 70 км/ч. И ещё 16 км на лодке. Какой путь проделали путешественники?

– Если решите задачу правильно, то узнаете расстояние от Свияжска до Булгар по воде.

Ответ: 246 км.

– Ну вот, пока решали задачу и приплыли. (Слайд 6) в Булгар. Осмотрелись тут. Едем дальше

Читают задачи, анализируют их; соотносят тексты задач с краткой записью; выбирают схемы, соответствующие текстам задач; выполняют самостоятельно решение, осуществляют проверку на интерактивной доске. Соотносят на интерактивной доске вопрос с краткой записью. Решение и ответ пишут в тетрадях. 

 

 

 

 

Решение задачи Нюши выполняют и на доске и в тетрадях. Одобряется решение на таблице

Один из учеников рассказывает про Булгар.

– Булгар – древний город Татарстана. Сейчас на территории городища работает Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, оценивают собственную деятельность, при необходимости вносят корректировки; способны к проявлению волевых усилий.Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений

Устные, письменные ответы, наблюдение.
Физминутка для глаз. (Схема нарисована на бумаге.) 

– Чудным образом мы оказались в сосновом лесу. Сосны-великаны нас встречает. (Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу».)

 

Крош объявляет ребятам о том, что какая-то белка дала ему корзину с шишками. А шишки – с какими-то заданиями. (Это – геометрические задания, где нужно найти периметр фигур. Задания разной сложности. (Приложение 2)

– Мы не зря оказались в сосновом бору. Недалеко отсюда находится город Елабуга, где расположен дом-музей знаменитого художника И..И.Шишкина.

Едем дальше. Вот мы опять в Казани. Посмотрите. Что вы видите? Да, это –знаменитая мечеть Кул-Шариф. (Исторические факты) (Слайд 8) Поехали дальше. Все видите башню?

– Как называется эта башня? Кто знает? (Слайд 8) Хотите подняться на башню? Для этого нам придется опять посоревноваться на доске. Чья команда поднимется быстрее?

370+30

42:14          54:18

37х3           24х 4

51:3            60:5

80–46         90–38

– И так, ребята, последняя наша остановка. Что это? Кто посетил Татарский государст.венный театр кукол «Әкият»? Как будет по-русски «әкият»?

Самый старый театр кукол России находится в Казани на Петербургской улице.

Сказочный персонаж из этого театра вот что мне передал.

Красивая коробочка. Наверное, непростая. Открою-ка я её. (На красивой бумаге написано интересное задание: Задумайте число. Утрой его. Вычти из полученного 1. Полученное умножьте на 5. К полученному прибавьте 20. Разделите полученное на 15. Из полученного результата вычтите задуманное.У вас получилось 1.)

Делают все и учитель тоже

 

 

 

 

Отгадывают автора картины и название картины.

Решают индивидуально в тетрадях. После завершения работы, делают взаимопроверку и ставят баллы.

 

 

 

Учащиеся сами угадывают и  отвечают по картине слайда

 

Это башня Сююмбикэ.

 

 

 

 

Соревнуются на доске. После завершения записывают свои баллы.

По   татарско- русскому словарю дети сами находят перевод слова әкият.

С татарского языка, слово «әкият» переводится  как «сказка». (Слайд 9)

Дети находят перевод по словарю

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, оценивают собственную деятельность

Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают логическую цепочку рассуждений

Коммуникативные: .при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений

 

 

VIII.  Рефлексия учебной деятельности. Итоги путешествия

Самостоятельная. Самопроверка  – Понравился сегодняшний урок?– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Какие открытия сделали?

– Все ли было понятно?

– Как вы сегодня работали?

– Чья команда победила?

Отвечают на вопросы, делают выводы, делают итог соревнования, выявляют победившую командуОпределяют свое эмоциональное состояние на уроке Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельностиПознавательные: осваивают начальные формы рефлексии

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения, овладевают начальными навыками адаптации в обществе

Устные ответы

IX.  Домашнее  задание

С. 79 .  №  17, 18  (учебник)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания