Внетабличное умножение и деление
№ 115
(Урок-путешествие по математике в III классе)
Гузалия ГАНИЕВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории Нижнечершилинской основной школы Лениногорского района
Цели деятельности учителя | Закрепить навыки решения примеров на внетабличное умножение и деление; продолжать работу над задачами, где применяется внетабличное умножение и деление, закреплять изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; развивать навыки устного счета, создать условия для формирования УУД, провести виртуальную экскурсию по достопримечательным местам Республики Татарстан. |
Задачи обучения
|
Личностные: повысить учебно-познавательную мотивацию.Метапредметные:
регулятивные: – умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; – выполнять самоконтроль; – адекватно проводить самооценку результатов свое.й учебной деятельности; познавательные: – учить логическим действиям анализа, синтеза; – владеть действиями построения рассуждений; – формировать умение анализировать; коммуникативные: – учить умению слушать и вступать в диалог; – учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; – строить речевое высказывание в уст.ной форме; предметные: – закрепить умение применять внетабличное умножение и деление в решении задач; – закреплять изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; развивать навыки устно.го счета |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты | Третьеклассники закрепят навыки решения примеров и задач на внетабличное умножение и деление, познакомятся с достопримечательными местами Республики Татарстан |
методы и формы обучения | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Оборудование | Куклы Нюша и Крош, схема маршрута по республике, сигнальные карточки, карточки с примерами, зачётные листы, проектор, татарско-русский словарь интерактивная доска, презентация |
Технологическая карта урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы контроля |
|||||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная. Словесная | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Положительный настрой на работу.В школе как всегда,
Всё ясно и привычно, Хотя урок у нас сегодня Будет необычный. |
Демонстрируют готовностьк уроку | Регулятивные: контролируют свои действия | Наблюдение | ||||||||||||||||||||||||||||
II. Подготовка к путе.шествию. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная. Индивидуальная | – К нам сегодня приехали в гости Нюша и Крош. Нюша и Крош уже зашли в нашу школу. Посмотрели наш школьный музей, посвященный известному просветителю Р.Фахреддину. Наша школа знаменита тем, что здесь учился и затем работал учителем известный просветитель и педагог Ризаддин Фахреддин. В январе этого года исполнилось 160 лет со дня его рождения. (Слайд 2) Музей им понравился. Давайте пригласим их в класс, докажем им, что математика очень интересная наука. Совершим вместе с ними путешествие по нашей республике.– Сегодня у нас будет необычный урок. Мы будем путешествовать по достопримечательным места.м Республики Татарстан. Прогуливаясь по нашей республике мы будем решать примеры и задачи на внетабличное умножение и деление. Посмотрите на схему маршрута. (Слайд 4)
Удобнее будет путешествовать командами. Так как нас мало, то будет только две команды:1-й ряд – команда Нюши и 2-й ряд – команда Кроша. Как вы уже поняли на сегодняшнем уроке мы будем соревноваться и путешествовать. Готовы ли вы? Сделаем разминку |
Слушают учителя, отвечаютна вопросы
Просмотр видео. (Слайд 3) |
Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.Познавательные: выделяют необходимую информацию.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
Устные ответы, наблюдение | ||||||||||||||||||||||||||||
III. Устный счет. Разминка |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в группе. Практический | Игра «Не зевай» На класс изготовляется 4 карты (по 2 на каждый ряд). У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, справится со своим заданием. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного участника перечеркивает работу всех остальных. Выигрывает тот ряд, который быстрее заполнит перфокарту
«Мозговой штурм» 88 уменьшите в 11 раз 70 уменьшите на 43 84:12 56:2 70:14 Во сколько раз 10 меньше 80? Сколько раз по 3 содержится в числе 45? Какое число надо умножит.ь на 5, чтобы получить 60? – Поставьте себе в зачетный лист столько галочек , сколько у вас правильных ответов |
Считают устно, выполняя арифметические действия | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассниковПознавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность; владеют различными приемами устного счета
Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление |
Устные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||
IV. Путешествие начинается. Постановка задач урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная. Словесный
Практическая де.ятельность |
– Хотите узнать на чём мы поедем путешествовать? А для этого нам придется вспомнить внетабличные способы умножения и деления. Я приготовила шифр. Чья команда быстрее отгадает?
90:90= 60:20= 2х10= 90:15= 38:1.9= 84:4= 57:3= (Автобус) – Ребята, давайте пока мы едем, объясним нашим гостям задачи этого урока |
Закрепление знаний по внетабличным случаям умножения и деления
Дети проговаривают задачи урока |
Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. |
Устные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная | По желанию учащихся | Выполняютэлементарные физические упражнения под музыку. (Может будут изображать самолет?). | Наблюдение | |||||||||||||||||||||||||||||
V. Путешествие продолжается |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная.Индивидуальная.
Самостоятельная |
– А экскурсию мы начнём с Национального музея Республики Татарстан. Как вы у.же знаете, чтоб туда попасть, нужно приобрести билеты.Это не простые, а арифметические билеты, где написаны примеры на порядок действия.
Билет (карточка) команды Нюши: 48–28:4+21 (6.2) Билет (карточка) команды Кроша: 71–24:8+17 (75) У Нюши ответ – 26, у Кроша – 51 – Ребята, вы согласны с такими ответами? Какую ошибку они допустили? Давайте им поможем
|
На интерактивной доске исправляют ошибки гостей, комментируют устно | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, оценивают собственную деятельность, при необходимости вносят корректировки; способны к проявлению волевых усилий.Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов Личностные: имеют мотивацию |
Устные ответы,наблюдение
|
||||||||||||||||||||||||||||
VII. Решение задач. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в п.арах.Самопроверка
Индивидуальная работа и работа в парах
Индивидуальная работа |
– Следующий этап нашей про.гулки – это путешествие по реке Свияга на остров- село Свияжск. (Картина Свияжска) Ну вот мы у реки. (Голос из магнитофона: «Куда это вы собрались? Я – водяная никуда вас не пущу, пока не решите вот эту задачу.) Задача написана на цветках (Приложение 1.) кувшинки: Марат поймал 24 рыбы, а Наиль в 2 раз.а меньше, чем Марат.Поставь вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. Реши задачу.
(Команды записывают свои баллы.) Водяная. Теперь можете поплыть к острову, прогуляться там, посмотреть храмы и церкви. – Пора дальше ехать. Нюша и Крош отказались решать задачу, но готовят вам свою задачу. Вот она: Путешественники плыли на катере 2 часа со скоростью 45 км/ч и на «Метеоре» 2 часа со скоростью 70 км/ч. И ещё 16 км на лодке. Какой путь проделали путешественники? – Если решите задачу правильно, то узнаете расстояние от Свияжска до Булгар по воде. Ответ: 246 км. – Ну вот, пока решали задачу и приплыли. (Слайд 6) в Булгар. Осмотрелись тут. Едем дальше |
Читают задачи, анализируют их; соотносят тексты задач с краткой записью; выбирают схемы, соответствующие текстам задач; выполняют самостоятельно решение, осуществляют проверку на интерактивной доске. Соотносят на интерактивной доске вопрос с краткой записью. Решение и ответ пишут в тетрадях.
Решение задачи Нюши выполняют и на доске и в тетрадях. Одобряется решение на таблице Один из учеников рассказывает про Булгар. – Булгар – древний город Татарстана. Сейчас на территории городища работает Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
|
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, оценивают собственную деятельность, при необходимости вносят корректировки; способны к проявлению волевых усилий.Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений |
Устные, письменные ответы, наблюдение. | ||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка для глаз. (Схема нарисована на бумаге.)
– Чудным образом мы оказались в сосновом лесу. Сосны-великаны нас встречает. (Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу».)
Крош объявляет ребятам о том, что какая-то белка дала ему корзину с шишками. А шишки – с какими-то заданиями. (Это – геометрические задания, где нужно найти периметр фигур. Задания разной сложности. (Приложение 2) – Мы не зря оказались в сосновом бору. Недалеко отсюда находится город Елабуга, где расположен дом-музей знаменитого художника И..И.Шишкина. Едем дальше. Вот мы опять в Казани. Посмотрите. Что вы видите? Да, это –знаменитая мечеть Кул-Шариф. (Исторические факты) (Слайд 8) Поехали дальше. Все видите башню? – Как называется эта башня? Кто знает? (Слайд 8) Хотите подняться на башню? Для этого нам придется опять посоревноваться на доске. Чья команда поднимется быстрее? 370+30 42:14 54:18 37х3 24х 4 51:3 60:5 80–46 90–38 – И так, ребята, последняя наша остановка. Что это? Кто посетил Татарский государст.венный театр кукол «Әкият»? Как будет по-русски «әкият»? Самый старый театр кукол России находится в Казани на Петербургской улице. Сказочный персонаж из этого театра вот что мне передал. Красивая коробочка. Наверное, непростая. Открою-ка я её. (На красивой бумаге написано интересное задание: Задумайте число. Утрой его. Вычти из полученного 1. Полученное умножьте на 5. К полученному прибавьте 20. Разделите полученное на 15. Из полученного результата вычтите задуманное.У вас получилось 1.) |
Делают все и учитель тоже
Отгадывают автора картины и название картины. Решают индивидуально в тетрадях. После завершения работы, делают взаимопроверку и ставят баллы.
Учащиеся сами угадывают и отвечают по картине слайда
Это башня Сююмбикэ.
Соревнуются на доске. После завершения записывают свои баллы. По татарско- русскому словарю дети сами находят перевод слова әкият. С татарского языка, слово «әкият» переводится как «сказка». (Слайд 9) Дети находят перевод по словарю |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, оценивают собственную деятельность Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают логическую цепочку рассуждений Коммуникативные: .при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений
|
||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Итоги путешествия |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная. Самопроверка | – Понравился сегодняшний урок?– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какие открытия сделали? – Все ли было понятно? – Как вы сегодня работали? – Чья команда победила? |
Отвечают на вопросы, делают выводы, делают итог соревнования, выявляют победившую командуОпределяют свое эмоциональное состояние на уроке | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельностиПознавательные: осваивают начальные формы рефлексии
Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения, овладевают начальными навыками адаптации в обществе |
Устные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||
IX. Домашнее задание С. 79 . № 17, 18 (учебник) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |||||||||||||||||||||||||||||