Знаменитые люди нашего села
№ 105
Ляйсан АХМЕТЗЯНОВА, учитель русского языка и литературы
Урахчинской основной школы Рыбно-Слободского района
Цели:
1.Углубление и расширение знания учащихся об истории родного села, края
2.Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
1.Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
2.Развивать интерес к изучению документально-исторической литературы.
3.Содействовать моральному развитию детей.
Оформление: Выставка книг М.Скороходова и М.Бубеннова ; фонограммы песен; видеопроектор; мультимедийная презентация о биографии и творчестве писателей.
Ход классного часа
Будь не только сыном своего отца —
будь и сыном своего народа
1. Вступительная беседа учителя
Богата история нашего села. Сегодня мы проведаем классный час о людях нашего села, о тех, чьи имена вписаны в летопись нашего края – о писателе Михаиле Бубеннове и поэте Михаиле Скороходове. Принято говорить, народ — творец истории. Но, из массы людей выделяются отдельные личности, яркие, колоритные, самобытные. Народная пословица гласит: «Не место красит человека, а человек место». И наш рассказ о людях, для которых строки: «Я должен служить своему народу!» стали основным принципом их жизни. Они прославили нашу малую Родину, они украсили ее своим творчеством. Наша беседа будет сопровождаться презентацией
2. Работа с учениками
Вам, ребята, следует написать небольшое эссе — размышление о выборе жизненного пути, о том, с кого брать пример. Ваши творческие работы будут итогом того, что даст вам сегодняшний классный час. По вашим эссе можно будет судить о том, какое впечатление на вас произвела встреча со знатными людьми села, на какие размышления она вас навела. Ваша работа будет прерываться вопросами
Вопрос №1
—Объясните значение слова родина .
(Отечество, родная страна; место рождения, происхождение кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь)
Вопрос№2
Объясните значение слова гражданин.
(лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупность прав и обязанностей гражданин взрослый человек, а также форма обращения к нему. + гражданин ! взрослый человек)
Только ли наличием прав ограничивается звание гражданина?
Учитель: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А что такое гражданин? – такое определение дано Н.А. Некрасовым. Понятия гражданин и патриот неразделимы.
Каждый гражданин своей страны должен жить по совести, беречь честь, исполнять долг перед Родиной.
2. Учитель:
Одним из главных героев сегодняшнего дня является Михаил Бубеннов.Это известный писатель, Лауреат сталинской премии и просто гражданин , который служил своему народу, своей стране .Первые годы активной творческой работы Михаила Бубеннова связаны с Татарией, куда по семейным обстоятельствам приехал из родной Сибири..В 1930 году он поселился в Татарии. Учительствуя в селе Урахча, он начал писать свою первую повесть «Гремящий год»; летом 1932 года ее издали отдельной книгой в Москве. Вскоре М.Бубеннов стал работать в редакции газет Татарии: сначала газеты МТС (Рыбная-Слобода), затем –республиканской газеты «Красная Татария». В те годы Михаил Бубеннов опубликовал в газете свои лучшие рассказы о гражданской войне. Одновременно он работал над повестью «Бессмертие», в которой на основе подлинных событий задумал рассказать о том, как летом 1918 года белогвардейцы уничтожали первых борцов за Советскую власть в плавучей тюрьме – на «барже смерти», ходивший тогда по Каме. За лето она проплывала два-три раза мимо села. На ней были устроены виселицы. В трюмо находилось более 200 смертников. Командовал баржей поручик Бологов. Он учинил допросы, отдавал распоряжения. Когда главные силы белых разбиты, баржа пошла вверх по реке Кама. Поняв о неотвратимости катастрофы, Бологов принял решение потопить баржу весте со смертниками в трюмо. Только активные действия партизан помогли спасти заключенных. Вот об этих событиях написал М.Бубеннов в своей повести.
В повести говорится о Красной горе, которая расположена недалеко от села. Здесь в годы гражданской войны белые заставили местных мужчин выкопать глубокие траншеи и закопали в них пушки. Тех, кто был задействован в этом деле из местных жителей, расстреляли, тут же закопали. Это место называется «Красная гора».
В годы Великой Отечественной войны как члена ССП, в 1942 году Михаила Бубеннова командировали в дивизионную газету 88 стрелковой дивизии 31 — й Армии на Ржевский участок фронта.
Ему приходилось находиться в цепи наступающих, а по ночам он писал роман. Возвращаясь с войны, писатель вез в вещевом мешке рукопись «Белой березы»,.Первая книга романа «Белая береза» была опубликована в 1947 году (Гос. премия СССР, 1948). Вторая книга романа вышла в свет в 1952 году.
Затем были написаны романы «Орлиная степь»(1959); «Стремнина» (1969) Роман «Орлиная степь» выдвигался на Ленинскую премию (1961). Роман «Стремнина» был премирован на Всесоюзном конкурсе на лучшее произведение о рабочем классе (1970). По роману «Стремнина» написана драма (1973).
В последние годы жизни М.С.Бубеннов работал над автобиографической повестью «Жизнь и слово» (1978 — 1979). В разные годы жизни опубликовал ряд рассказов: «Огонь в тайге»; «Сын отряда» и др.
О красной горе , которая была упомянута в повести «Бессмертие» наш земляк-Михаил Скороходов написал замечательное стихотворение Стихотворение читает Ибрагимова И.
Среди святынь вечнозеленых,
Моих пожизненных святынь, —
Гора, опущенная в синь,
С дубами древними на склоне.
Ее назвали люди Красной
И, между прочим, не за цвет –
На Каме места нет прекрасней,
А может быть, и в мире нет.
Я не видел, по крайней мере,
Такой красоты нигде,
А был на юге, знаю Север,
Повсюду горы, да не те.
И склоны, словно два крыла,
Я слышал, из лучины синей
Гора — красавица всплыла.
“ Когда потоп пошел на убыль, —
Дед говорил мне, — эту твердь
Намыли волны. Умереть
Ходил бы я вот здесь, под дубом,.
Все видится издалека мне
Дымок рыбацкого костра,
Плывущая по синекамью
В тумане Красная Гора
3.Учитель
Одним из романтиков своего времени является поэт Михаил Скороходов. Он родом из нашего села. Его дед жил и умер здесь. Творчество поэта и прозаика тесно связано с нашим краем. Михаил Евгеньевич Скороходов родился в рабочей семье. Отец его рано приобщил сына к чтению. Но вторым увлечением маленького Михаила была рыбалка. Каждое лето он проводил в селе Урахча, у деда , целыми днями пропадая на речках и озерах. Будучи впечатлительным мальчиком жадно вбирал в себя красоту родной природы. Детство его прошло на Каме, война, первая профессия — наладчик токарных автоматов. Литературный институт, журналистская работа на Диксоне. Потом в Архангельске, хождение за три полярных моря на карбасе “Щельн” и легендарную Мангазею с потомственным помором Д. А. Буториным… Золотого запаса хватило на двадцать книг стихов и прозы, и немало сокровище осталось в душе писателя. Творчество нашего земляка Михаила Скороходова также для нас очень дорого. Потому что он пишет о нашей земле, о наших людях , о красоте нашего края.
Стихотворение читает Атнагулова Зарина
Мне страшно быть вдали от дома
Мне сердце греет место что знакомо
Где рад я был хотя и беден
Мне мил мой дом
Хотя он тесен
В нём было спето много добрых песен
И сложено стихов
Я в нём мечтал о том кем стану
О том, как для любимой с неба звёздочку достану
Когда мечтать же перестану
Я посреди дороги жизни встану
Учитель: Что значит служение народу?
(Служение народу – наивысшая миссия человека, основная и единственно правильная форма существования, развития и сохранения цивилизации.)
Служение народу – поднимает человека на невиданные высоты, человек не думает о выгоде. Служением народу может быть полезная всем деятельность в области создания материальных благ, духовных ценностей, сохранения природы.
Учитель: Кто такой патриот? Какого человека можно назвать патриотом?
Слово Патриот в словаре Д.Н. Ушакова
ПАТРИО́Т, патриота, ·муж. (·греч. patriotes — земляк). Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Сейчас все чаще можно встретить мнение, что патриотизм – это изжившее себя явление, которое на самом деле лишь мешает людям проявить себя. Проще говоря, нет смысла делать что-то для своей страны, выгоднее просто эмигрировать или жить по принципу «моя хата с краю». Утверждение это спорное, и решать это должен каждый сам для себя.
Это понятие вбирает в себя очень многое. Патриотизм я соотношу с теми людьми, биографии которых мы сегодня изучали.
Учитель: Ребята, на примере этих стихотворений М.Скороходова мы увидели, как трепетно, с нежностью относился к ее природе, как любил он свою малую и большую Родину восхищался красотой своего родного края. Читая стихотворения нашего земляка, вы, наверное, получили истинное удовольствие, ощущая непрекращающуюся связь времен, которая из поколения в поколение должна стать все крепче и крепче, так как у всех у нас одна природа, одна Родина, и ее богатство , красоту воспевать, беречь, приумножать ответственны мы все.
Ученики пишут эссе.
Учитель зачитывает 1-2 работы учащихся.
Учитель: вы, ребята, неплохо поработали. Надеюсь, вы поняли, что история нашего села очень богатая. И люди здесь жили замечательные. Они являются примером безответного служения Родине. Эти люди прославили нашу Родину, они украсили ее своим трудом, своими произведениями, всей своей жизнью.
Подведение итогов занятия
Учитель
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год, сто лет назад. Это наша история. Эту историю нельзя забывать, ее надо изучать. На этом мы заканчиваем наш классный час. Мы еще раз убедились в том, что наш край поистине богат талантами.