Сенсорное воспитание дошкольников как средство развития восприятия ребенком окружающего мира

№ 96

Елена КРАЙНОВА,

воспитатель детского сада  9 «Алёнушка» г. Зеленодольска

У современных детей сенсорная среда в их жизни представлена односторонне. В дошкольный период детства сенсорная среда создает условия для особой познавательной деятельности. Дети с раннего возраста знакомы сразличными гаджетами, которые заменяют им полноценный контакт с окружающим миром.

Избыток звуковых и зрительных образов, искусственные запахи, усилители вкуса, дефицит телесных контактов все это приводит к примитивному восприятию, мелькающих на экранах образов, сформированных мощными зрительными и слуховыми стимулами, безразличного отношения к познанию окружающего мира.

Генеральной линией в развитии дошкольника, в соответствии с ФГОС, является развитие и совершенствование процесса восприятия.
Осознавая существующую проблему, опираясь на ФГОС и собственный педагогический опыт, особый акцент в воспитании  дошкольников делаю на совершенствование форм восприятия. Обратила внимание на то, что точность и многогранность восприятия любых сенсорных образов зависит от полноты владения детьми разнообразными способами обследования окружающего их мира.

Мною разработан цикл занятий по сенсорному развитию для детей второй младшей группы «Необычное путешествие в волшебную страну», на них дети осваивают новые способы знакомства с окружающим миром, осваивают сенсорные эталоны через игровую деятельность, изменяется ориетировочно-исследовательская деятельность. На занятиях, предлагаю детям заменить внешние практические манипуляции с предметами (вода, камешки, песок, крупы, мех, атласная ткань, лед и т.п.) на знакомство с помощью осязания и зрения. Для того, чтобы у детей соединился опыт имеющихся видов ориентировочной деятельности и сформировалась зрительная и осязательно-двигательная ориентировка и сгладилась рассогласованность между обследованием свойств осязательных и зрительных, а зрительное восприятие стало ведущим в соответствии с нормой возрастного развития.

На занятиях с ознакомлением с окружающим миром формирую у детей акт рассматривания, учу рассматривать различные по форме и фактуре предметы в деталях не манипулируя ими, искать и находить определенный предмет, выделять части и особенности предмета, определять его место среди других предметов, видеть сходство и различие с другими предметами, создавать образы незнакомых предметов. Показываю детям приемы сложной исследовательской и ориентировочной деятельности.

 Изготовила сенсорную коробку (море), прошу детей опустив руки в эту коробку-море найти поочередно предметы, которые спрятались в волшебной морской воде. Обсуждаем полученные ощущения, учимся словами выражать чувства и эмоции, параллельно, развивая речь детей и обогащая их словарный запас. Точные и богаты образы возникают на основе развернутой и разнообразной ориентировки и использования рациональных приемов обследования. После ряда таких занятий дети уже проявляют умение управлять восприятием самостоятельно, планомерно, продолжительно, но под не навязчивым руководством взрослого.

В процессе выполнения разнообразных видов деятельности под моим руководством дети учатся наблюдению за объектом, рассматриванию деталей объектов. На занятиях изо, конструирования рисования организую, направляю процесс обследования объекта детьми и создаю условия для возможности выделения его свойств и особенностей, в определенной последовательности восприятие предмета в целом; выделение пространственных взаимоотношений частей предмета (формируем представления лево, право, выше, ниже); вычленение мелких деталей; завершаем процесс обследования повторным целостным восприятия предмета.

Рисование ватными палочками звездного неба, космических пейзажей под эмоционально проникновенную музыку на занятиях изо развивает воображение и интуицию, а сформированный словарь слов-обозначений позволяет детям осознать относительность пространственных взаимоотношений деталей предмета, относительно точки отсчета. Такие занятия развивают у ребенка любознательность, формируется устойчивость внимания, развивается речь, различные виды памяти. А сам процесс наблюдения трансформируется в умственную деятельность. На занятия изо, физвоспитания, на прогулках и музыкальных занятиях дети начинают решать интеллектуальные проблемы, связанные с их сенсорным опытом и наблюдениями.

И так, сенсорное развитие дошкольников — это один из наиболее важных аспектов развития дошкольников в целом и фундамент для общего умственного развития. Адекватное восприятие окружающего мира детьми основа для успешного обучения в школе, для освоения различных видов трудовой деятельности, эстетического и морально-нравственного воспитания и развития. Ели не заниматься целенаправленно сенсорным развитием детей, то мы не можем не согласиться с оценкой, даваемой специалистами, которые утверждают, что современный человек воплощает в жизнь всего 10% тех возможностей, которые ему отпущены.
Джон Пауэлл уточняет, что взрослый человек видит только 10% красоты окружающего его мира; слышит только 10%музыки и поэзии Вселенной; обоняет лишь одну десятую благоуханья мироздания и вкушает лишь одну десятую радости быть живым. Человек только на 10% дает открыться таящимся в нем чувствам нежности, удивления и благоговения, а его разум охватывает малую часть того, что он мог бы узнать, обдумать и понять, а его сердце испытывает лишь 10%любви, которую оно могло бы испытывать, а умирая, так никогда по-настоящему и не узнав, что такое жизнь и что такое любовь»