Удивительная ромашка

№ 94

(Пособие для детей 5-7 лет)

Елена АХМЕТЗЯНОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада № 314 города Казани,

Татьяна СВИЛИНА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада № 314 города Казани,

Лилия САТТАРОВА,

 

учитель-логопед первой квалификационной категории детского сада № 314 города Казани

Документ

Удивительная ромашка

(Пособие для детей 5-7 лет)

 

Елена АХМЕТЗЯНОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада № 314 города Казани

Татьяна СВИЛИНА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада № 314 города Казани

Лилия САТТАРОВА,

учитель-логопед первой квалификационной категории детского сада № 314 города Казани

 

Пособие « Удивительная ромашка» состоит из пяти игр, каждая из которой имеет свои цели. Предназначены игры для логопедической и общеразвивающей работы с детьми. Могут использоваться  как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы.

Игровой материал представлен в виде карточек «лепестков», с изображением предметов и серединок «ромашек».

Игра «Посмотри и назови, лепесточек ты возьми»

Цель: автоматизация звука в слогах и фразах. Закрепление навыка правильного согласования имен существительных с числительными или со словом «много». Употребление предлогов «на», «в», «под». Закрепление произношения слов со стечением согласных. Составление простых предложений с предложенным словом. Закрепление навыка построения простого предложения.

Ход игры

Логопед показывает детям «серединки ромашки» и предлагает подобрать «лепестки» с подходящим звуком, определив позицию звука в слове.

Логопед.Давайте соберем «ромашку» со звуком «Ц»

(Дети выбирают подходящие картинки и собирают «ромашку».)

Логопед. Как мы скажем про эти слова, если этих предметов будет много?

Дети. Много колец, много куриц и т.д.

Логопед. А сейчас нужно выбрать «лепесток» и составить предложение с данным словом, в предложении должны быть «маленькие слова- предлоги»: НА, В, ПОД.

Логопед. В колодце холодная вода.

Дети. На клумбе растут цветы.

Крица снесла яйцо … и так далее.

Игра « Будь внимательным дружок, возьми нужный лепесток»

Цель: дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, Л-Р , С-З, Ш-Ж у детей в словах. Закрепление правильного произношения оппозиционных звуков, нескольких групп. Упражнять в  произношение сложных по артикуляции звуков. Развитие фонематических процессов: умение выделять на слух заданный звук;  умение различать на слух сходные звуки.

Ход игры

Игра проводится в виде эстафеты. Карточки перемешиваются и раскладываются на один стол. Первая команды собирает слова со звуком «Р», а вторая со звуком «Л».

Логопед.    Ты ромашку собирай,

                   Четко слово называй.

                   Лепесточки подбирай,

                   Звуки верно повторяй.

(Дети должны правильно проговаривать звуки в словах.)

Когда дети соберут «Ромашки» можно предложить найти слова, в которых звук «Р» и звук «Л» стоит в начале слова и сорвать «лепестки».

Так же можно поиграть с другими парами звуков С-Ш; З-Ж; С-З; Ш-Ж.

 

Игра « Делим слова на слоги»

Цель: научить детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Закрепить понятие «слог» и умение оперировать им.

Ход игры

На столах раскладываются перемешанные карточки из слов с разной слоговой структурой.

Логопед предлагает детям выбрать по одной карточке и разделить слово на слоги.

Логопед:Если в слове слог один, то «жуку» мы отдадим.

Потому что в слове жук, есть один лишь гласный звук.

Если в слове слога два «муха» ждет его тогда.

Так как в слове «муха», гласных лишь два звука.

Ну, а если слога три, ты их бабочке дари.

В слове «бабочка», смотри, гласных будет ровно три.

Нужно слоги посчитать, к серединам подобрать!

Ребенок: слово МЯЧ, в этом слове один слог.

Ребенок: Слово СУМ – КА, в этом слове два слога.

Ребенок: Слово БА – РА – БАН, в этом слове три слога.

 

Игра «  Он, она, оно »

Цель: Учить детей согласовывать существительные  в роде, числе, падеже. Упражнять в употреблении притяжательных местоимений: МОЙ, МОЯ, МОЕ. Учить различать и соотносить  прилагательные в соответствии с вопросами: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Ход игры

Логопед раскладывает лепестки  и предлагает детям  собрать три «ромашки».

Первая «ромашка» со словами мужского рода, собираем ее с серединкой, на которой изображен мужчина, вторая «ромашка» со словами женского рода , с серединкой, на которой изображена женщина и третья «ромашка» со словами среднего рода, с серединкой, на которой изображено солнце.

Логопед:А теперь вы посмотрите, «он», «она» определите.

А быть может и «оно», слово будет вам дано.

Мы подставим «он- мой», и узнаем род какой.

Если «он» – род мужской. А  «она»- то женский.

Ну, а если там «оно», сочетание дано.

Это будет средний род. Начинаем первый ход!

Ребенок: У меня барабан. Он мой.(кладет карточку к М.Р.)

Ребенок: У меня корова. Она моя.(кладет карточку к Ж.Р.)

Ребенок: У меня весло. Оно мое.(кладет карточку к С.Р.)

 

 

Игра «Живой, неживой»
Цель:
Дать детям понятие об «одушевленных» и «неодушевленных» предметах. Учить соотносить предметы с вопросами: « КТО?», « ЧТО?».

Логопед раскладывает лепестки  и предлагает детям  собрать две «ромашки».

Первая «ромашка» со словами, которые обозначают неодушевленные предметы.Собираем ее с серединкой, на которой изображена ягода. Вторая ромашка со словами, которые обозначают одушевленные предметы. Собираем ее с серединкой, на которой изображено лицо.

Логопед:На ромашку посмотри. Кто «живой» определи.
Вот две серединки, условные картинки.
«Личико» — предмет «живой», а ягодка – «не живой».
Думай и вопрос задай, «Кто?» и «Что?» здесь угадай!

Ребенок:ЧТО это? ШАР.

Ребенок: КТО это? МЫШЬ.