Детская литература в семье
№51
Гульгена ИГТИСАМОВА,
методист по программно-методическому и ресурсному обеспечению образовательного процесса управления образования Азнакаевского района
Люди не мыслят своей жизни без книги. Ведь книги – это знания, хорошие мысли, помощь в учебе, труде, и отдыхе, дружеская беседа. Книги нам могут рассказать замечательную сказку, интересную повесть, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые запомнятся надолго, а может быть и на всю жизнь.
И чтобы мы не делали, чем бы мы не занимались, нам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно и гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги и для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы дошкольникам и младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Многие ребята читают очень много, но без разбора, ничего при этом не запоминают, все перепутывают, такое чтение идет не в пользу ребенка. У детей вырабатывается привычка читать, пропуская описания природы, эмоции и характеристики героев, рассуждения автора. Необходимо научить ребенка читать внимательно, не торопясь.
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запомнил фамилию автора, художника оформителя и название книги.
Наличие собственной библиотеки или полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с друзьями – это все вызывает подлинный интерес детей к книге, играет положительную роль в воспитании любви к книге у детей. Но этого еще недостаточно, мало владеть книгами, надо еще и уметь добывать из них знания, уметь потрудиться над книгой, то есть правильно работать с книгой.
А умеет ли читать нынешнее поколение детей? Этот вопрос может показаться странным, ведь читать умеют и дошкольники подготовительной группы. Но уметь читать это еще не значит складывать из букв слова, и из слов предложения. Умению правильно читать человек учится всю жизнь.
Для того чтобы приучить детей с интересом и самостоятельно читать можно использовать следующий прием. Один из родителей начинает читать ребенку вслух. На самом интересном и захватывающем месте чтение вслух прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет с героями дальше, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже родитель, должен обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что он теперь будет всегда читать сам.
Родителям лучше узнать своего ребенка, понять его интересы и увлечения, помогает, если в семье практикуется совместные чтения вслух.
Прежде всего, для начало совместного семейного чтения выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали этого занятия. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын. Чтения вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность – не больше 30 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.
Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семьи. Таким образом, родители, семья оказывают во многом решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и предпочтений детей.
В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Проблема падения интереса к чтению глубоко волнует всех и школьных библиотекарей в том числе. Школьные библиотеки нашего района уделяет большое внимание в работе с семьей, возрождению семейного чтения.
С этой целью в библиотеках организуем книжные выставки. Проводятся беседы для родителей, различные мероприятия: «Самая читающая семья», «Семейное чтение для сердца и разума», «Книги нашего детства», «Папа, мама, я – читающая семья» и т.д.
С целью побуждения интереса к детскому чтению в начале учебного года школьным библиотекарем средней школы №1 г. Азнакаево была организована «Открытая библиотека». Она стала тем местом, куда ученик может прийти во время перемены и взять любую понравившуюся ему книгу и прочитать его.
С помощью книг дети должны осознавать нравственные истины, выбирать правильную линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.