Вот моя деревня, вот мой дом родной…

№43

(История  создания деревни Колоново по воспоминаниям)

Ильмира УСМАНОВА,

учитель истории средней школы №31 г. Наб. Челны

Для каждого из нас Родина начинается с порога  родного дома, с полянки, опушки леса, берега речки, над которыми золотятся лучи солнца, и раздаётся громкое эхо азана с высокого стройного минарета, построенный нашими предками давным-давно. Сколько человеческих судеб вместила земля! Из них, этих судеб, писалась нескончаемая книга истории края, страны. Когда-нибудь страницами этой истории станут и судьбы людей нашего поколения.

Актанышский и Мензелинский районы славятся своими богатыми пашнями, лесами, реками,   красивыми домами, добрыми и отзывчивыми людьми,  среди которых много знаменитостей и первый Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев. Есть в Актанышском районе деревня Колоново,  история которой охватывает несколько десятелетий. Она не забыта. Приятно и очень удобный проезд, асфальтированная дорога начинается с трассы М7, потом через села Поисево, деревни Аняково и до деревни Колоново. Благодаря усилиям местных жителей в небольшой деревеньке красуется мечеть, есть памятник войнам, школа и бескрайние просторы полей, лесов. Колоново скрывет тайну, одна из них касается моей родословной, связанная с историей школы. Но начнём с истории возникновения деревни. Вот какую настоящую историю поведал мне старожил Мухаррам Хасанович Хасанов.

Примерно во второй половине XVI столетия начинается передвижение татар, связанное с завоеваниями Ивана Грозного Казанского ханства, примерно в это же время (чуть позже)  русские прогнали с деревни Ташлы Яр татар. Эта деревня находится в 5 км от Поисеево и недалеко от реки Ик до деревни Иркеняш. Ташлы Яра сейчас нет. Там только остались могилы.

…И вот четверо мужчин с семьями (одного звали Кыдрач, другого – Софгангел, третьего –Ишмухамет и четвёртого – Арди) дошли до мест ныне действующей деревни Колоново. В то время там жили марийцы, тептяри. Они были миролюбивы, да и места были притягивающие своей красотой и напоминающие родную деревню Ташлы Яр. Четверо старца (мужчин) решили обосноваться в этих краях. Они не были родственниками. Их: Кыдрача, Софгангел (Собукай), Ишмухамета (Шамсимухамет), Арди сблежало землячество. Здесь марийцы  пасли лошадей. Один из старцев, Арди, купил у них лошадь, которая принесла жеребёнка. Они решили – это добрый знак. И в честь этого решили назвать место поселения Колоново, что в дословном переводе с татарского означает жеребёнок. Вот так началась, закипела в деревне Колоново жизнь. В те далёкие времена её нельзя было назвать деревней. Поля этой деревни простирались до большой дороги, ныне М7. Многие деревни Чиялеково, Туке, Бажана входили в состав Колоново. Конечно, всё это семь столетий назад. Построили здесь мечеть, сейчас на этом месте магазин. Жизнь кипела.  Выходцы деревни Ташлы Яр отличались трудолюбием, миролюбием. Их потомки продолжали работу. Шайхадар карт, который имел по 5 лошадей (для тех времён это очень много) был основателем строительства мечети. Мой прадед же – Заки Ахметов – потомок Ишмухамета основал  медресе в этих краях. У Ишмухамета в Колоново родились три сына: Заки (мой прадед), Саетгарей, Салимгарей. В деревни в память о моём прадеде остались школа и сад, которые  называют сад Заки мулла, в котором красуются высокие сосны предков. Дом Заки муллы для медресе был большим, потом старый дом изменили более новым домом. В первоначальном доме в первой махалле основным учителем являлся сам Заки мулла, во второй махалле  – Харис мулла (дед Равиля). Девочки учились в одной половине, мальчики – в другой. В пользу мечети собирали с одной повозки по 2 стога ржи как приношение, искупительная жертва, муллы Харис и Заки тоже давали поровну, а так же за мечетью  была земля 5 га, где  народ сеял и собирал урожай в её пользу. Приношение в основном давали лепёшкой и после войны до 1950 года. В праздниках молитвы считались и на кладбищах. Деревня расширялась, спокойно протекала жизнь среди богатой природы и так до XVIII века. Приблизительно в 1700 году началась страшная, непонятная болезнь «ваба» хуже тифа, когда погибло много народу, не могли сеять. Часть земли отдали в аренду деревне Айман, и так за ними они закрепились.  Многие земли были бы переданы в другие сёла, но с одной стороны к радости односельчан, с другой – к печали  с солдатской службы вернулся из деревни Колоново только один солдат.  Он служил 25 лет у государя и вернулся. У него были ордена. За успехи ему дали земли (ныне там деревня Татарская Мушуга). У солдата остались дети, а лес, где были его земли назвали Колон урманы (раньше назывался лем жеребёнка) и ещё дали земли, которые сейчас принадлежат Поисеево. Другой солдат был родом из Русской Мушуги. Он тоже служил службу 25 лет. Но, к сожалению, у него не было детей, и когда он умер, землю, леса передали обратно государству, поэтому в тех землях и лес назвали Казённый лес и там была межа. Как хорошо, есть потомство, всё растёт, процветает, остаётся память. Болезнь ушла, жизнь потихоньку восстанавливалась, рождались дети, продолжали учить в медресе.

И снова потрясения. Наступило время перемен, революций, войн.  В 1930 году очередь ссылок дошла и до деревни. Моего прадеда Заки муллу отправили в ссылку в далёкие Пермские края. Основной дом деда перестроили в детскую площадку и оставили обычную школу. На детскую площадку (детский сад) ходили по 10–12 детей до финской войны, потом разъехались. В школе учились по 4 часа, уроки длились по 40 минут, 15 минутный перерыв. Учили предметы географию, татарский, азбуку, в неделю 1 раз – русский язык. В школе были в разные годы разные преподаватели. Среди первых был  второй сын сосланного в Пермь Заки муллы  Ахметов Галимзян (мой дед),  ещё мне известные 1936–1941 гг. Гиздатуллин, Карим Басыров (мой дед по матери). Старостой деревни до 1931 года был Хаертдинов Галлям (Мавли), а он потом переехал в деревню Чиялеково, который начал развиваться в 1927 году от основателей жителей деревни Колоново. Многие стали перебираться в эту деревню.  До второй мировой войны председателем был Мавли, один год Тухбатов Агузар в 1937 год – самый урожайный год, происходило соединение колхозов, с Финской войны Тухбатов А. вернулся раненным, с костылём. Председателем до 1942 года был Мифтахов Важи, Хабибрахманов Салах из деревни Айманово в 1942 году он ушёл на фронт и не вернулся. Во время войны Мухитов из деревни Бишкумач. В 1944 году опять случилась напасть в деревню. Умерло около 80 человек от другой болезни – «болезни крови». Спаслись тем, что государство оказало помощь: привезли продукцию, а весь  испорченный урожай ржи собрали и сожгли.  Соседнюю же деревнею Айманово эта болезнь миновала. Кроме того председателем колхоза был ещё  Ахунов Сонгат до 1947 года, после Талипов Гата до 1951 года. Колхоз присоединили селу Айманово, и в это время управляли колхозом Галиуллин Фатих, Ганеев Нур и так до 1957 года. В этот год несколько деревень Колоново, Качкиново, Айман, Усы, Олы Имен присоединили к совхозу Кировский. А вообще, деревня Колоново относилась к колхозу «Парижской Коммуны» до 1951 года, Айман – к колхозу «Октябрь», Качкиново – к колхозу «Искра». Итак, то присоединяли, то разъединяли с колхозами, совхозами. До 1924 года деревня Колоново входила в состав Уфимской губернии Мензелинского кантона Поисевской волости.

   Как деревня Колоново, так и её природу можно отнести к одним из величайших памятников Татарстана. Когда идёшь вверх по полю, можно наткнуться на родник, называемый Салкын чишма, далее родник Киптар, а возле леса есть родник Хаматдина и, как сельчане говорят, там самая вкусная вода.  Салкын чишма (Холодный родник) – это по поверью древняя река, которая выбивала ключом. Богата эта земля и болотами,  которые получили в народе названия Коры күл   сазы,   Урта  күл сазы, Зиярат сазы, Урта сазы находится где лес. А ещё в болоте Коры куль находится колодец Важапа. Коры күл так назвали, там не было хлеба. Есть и деревья, имеющие свою историю. Одни из них –  это сосны моего прадеда и деда.  Они помнят историю. Возле деревни есть и вековые ивы. Родники, болота, колодцы – каждый имеет своё название. Оглядевшись вокруг, навсегда остаются в памяти красивые смешанные леса, много хвои. И кругом не только равнина, но и много холмов.

 Как природа одарила край чудным разнообразием, так и история многообразием, глубиной. Деревня многого перенесла, пережила,  но благодаря трудолюбию сельчан, государству существует и  цветёт, хотя там осталось не так много дворов.