Применение современных педагогических технологий в работе с текстом

(С.Т. Аксаков «Гнездо»  в 1 классе)

 

Лейсан СУВОРОВА,

 учитель начальных классов

 гимназии №189

г. Казани

 

Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от общения с авторами произведений – главнейшая задача на сегодняшний день.

На своих уроках мы применяем такие современные педагогические технологии, как экспресс-диагностика и ментальные карты, как способ систематизации знаний с помощью схем. Эти технологии позволяют развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста.

Работа над произведением начинается с экспресс-диагностики. Она способствует концентрации внимания, вырабатывает активность мысли, развивает словарный запас, логическое мышление.

На интерактивной доске набор картинок, связанных с произведением. Учащимся в течение 1 минуты нужно запомнить как можно больше предметов. Затем, экран закрывают и учащиеся должны записать названия предметов по памяти.

Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание материала, и поможет при составлении ментальной карты.

Одной из главных задач уроков литературного чтения является развитие навыков монологической речи, но время урока ограничено. И здесь как раз выручают ментальные карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную  информацию, не теряя при этом ее элементов. А свернутая информация, представленная в графической форме,- хорошая опора для развития монологической речи.

 

Составление ментальной карты.

  1. У каждого на парте лист бумаги, в центре которого автор и название произведения в виде гнезда, от которого отходят толстые ветви.
  2. Главные звенья вокруг центрального рисунка. Разделяем текст на части и находим ключевые слова – в данном произведении это слова-действия (ходим смотреть, спугивали, бросала, высиживала, не переставали следить).
  3. Начнем добавлять второй уровень мыслей. Эти слова или изображения связаны с основной веткой, которая запустила их. Соединяющие линии более тонкие. (ХОДИМ СМОТРЕТЬ – увидев гнездо, как мать сидит на яйцах; СПУГИВАЛИ – птица улетает из гнезда, куст барбариса и крыжовника, смотрим яйца в гнезде; БРОСАЛА – птица улетала, доставали яички, уносили домой; ВЫСИЖИВАЛА – находили птенцов, прилетала кормить, радостные дети; НЕ ПЕРЕСТАВАЛИ СЛЕДИТЬ –птенцы росли и покидали жилище)

Таким образом, ребенок получает знания не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Ментальные карты – это интересно и современно. Их использование в системе обязательно дают результаты:

  • Концентрация внимания на важных моментах;
  • Визуально четкие ассоциации;
  • Повышение мотивации, качества знаний;
  • Развитие творческих способностей;
  • Активизация деятельности;
  • Корректировка знаний учащихся.