Б.Житков «Белый домик»

(Конспект открытого урока в 6 классе)

 

Эльмира ХУСАИНОВА,

учитель-дефектолог,

учитель русского языка и литературы

«Казанская школа-интернат №1

для детей с ОВЗ».

 

Цель урока: продолжить изучение рассказа Б. Житкова «Белый домик».

Задачи:

  • обучающая: формировать навык правильного, выразительного чтения; учить делать выводы по прочитанному произведению, учить давать оценку поступкам героев, расширение словарного запаса учащихся; развитие творческих способностей учащихся;
  • коррекционная: коррекция связной речи при анализе произведения, коррекция внимания, восприятия;
  • воспитательная: сформировать у учащихся знания о правилах безопасного нахождения на водоёмах через художественное произведение, формировать умение находить правильные решения в трудной ситуации, воспитывать чувство уважения друг к другу; соблюдать технику безопасности при нахождении около водоёма.

 

Оборудование: учебники, стенд «Словарная работа», индивидуальные карточки, презентация, кластер, раздаточный материал «Найди спрятанное слово».

 

Тип урока: обобщающий.

                                                    Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие.

Девиз урока: Кто много читает – тот много знает!

Что мы делаем на наших уроках?

Читаем, думаем, рассуждаем.

Урок начнём с чистоговорок:

Давайте разговаривать,

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно:

 

Чо-чо-чо у меня болит плечо

Чу-чу-у – раз болит, пойду к врачу

Ча-ча-ча – буду плакать у врачача

Чи-чи-чи – помогают нам врачи!

 

Скороговорка:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

(хором, и по одному).

– Какой звук произносится звонче и чаще других? (звук Ч).

 

  1. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Бориса Житкова «Белый домик». Но сначала проведём словарную работу.

 

Словарная работа. Вспомним значение этих слов. Как понимаете эти слова?

– шлюпка – (лодка),

– корма – (задняя часть лодки),

– рощица – (небольшой лиственный лес),

– залив – (часть водоёма),

– простокваша – (кисломолочный продукт),

– спросонья – (полусонное состояние),

– пойти вброд к берегу – (передвигаться по дну водоёма в мелком месте),

– мель – (мелководное место, возвышение дна в реке, озере, море, это делает невозможным передвижение лодки или корабля).

 

 

Проверка домашнего задания: надо пересказать первую главу рассказа. Открываем с.11.

 

Вопросы учителя:

– Где жили брат и сестра?

– Что задумали сделать брат и сестра?

– Как они готовились к путешествию?

 

– Какой момент запечатлён на картинке учебника? (с.13)

 

Основная часть.

1) чтение – жужжание (после картинки)

Учитель даёт индивидуальные задания (карточки) для слабоуспевающих: найти спрятанные слова лодка, домик, море, шлюпка, сестра, парус, матрос, старички.

(Найти эти спрятанные слова, подчеркнуть карандашом и прочитать).

2) чтение по одному (по цепочке);

Проверка индивидуальных заданий.

  • Пересказ содержания рассказа

– Правильно ли поступили дети, отправившись в это рискованное путешествие?

– С какими трудностями столкнулись они в море?

 

Картина на слайде.

Посмотрите на экран. Найдите это место в учебнике и прочитайте.

 

Учащимся раздаются индивидуальные карточки с вопросами.

  • Красный (для «сильных» учащихся):

– в кого превратились мальчик и девочка, отправившись в путешествие?

– почему девочка закричала, когда взглянула назад на свой берег?

– из-за чего лодка сошла с мели?

– почему рассказ называется «Белый домик»?

 

  • Синий (для учащихся «среднего» уровня):

– в какое время суток дети отправились в путешествие?

– кто так говорил: «Если с вами что, я с ума сойду!»

– почему мама сердилась и радовалась, увидев своих вернувшихся детей?

– какое ещё название можно подобрать к этому рассказу?

  • Зелёный (для слабоуспевающих учащихся):

– как обозвал мальчик свою сестру во время путешествия?

– почему мальчик не смог сдвинуть лодку с места, когда она села на мель?

– почему из белого домика никто не вышел, когда Нина стала кричать и звать на помощь?

 

Физкультминутка

 

Закрепление.

 

Работа у доски (кластер). Дать характеристику главному герою (мальчику). Выбрать карточки со словами.

решительный, отважный, любознательный, смелый, ленивый, сильный, жадный, трусливый, самостоятельный, плаксивый, скромный, нежный легкомысленный, своевольный, неосторожный, непослушный.

 

Работа в тетрадях. Запишите в тетради только 4 слова, которые характеризуют мальчика.

Слабоуспевающие – 2 слова списать.

 

Задание – Тест  (на экране).

Разложить на парте карточки с буквами А, Б, В.

Это варианты ваших ответов.

  1. Где жили дети?

А) на берегу озера

Б) на берегу моря

В) на берегу реки

 

  1. Сколько лет было мальчику?

А) 10

Б) 15

В) 12

 

  1. Что задумали сделать дети?

А) подготовить подарок отцу

Б) переплыть залив

В) покататься на лодке

 

          4.Что дети взяли с собой в путешествие?

А) печенье и воду

Б) пирожки и компот

В) хлеб и воду

 

  1. Какого цвета была крыша у белого домика?

А) красная

Б) зелёная

В) синяя

 

  1. Что произошло с детьми во время путешествия?

А) лодка перевернулась

Б) лодка села на мель

В) лодку унесло в открытое море

 

  1. Как вёл себя мальчик?

А) испугался

Б) громко кричал

В) проявил настойчивость

 

  1. Как встретила детей мама?

А) сердилась и радовалась

Б) плакала и сердилась

В) злилась и ругала детей

 

  1. Как надо было поступить детям?

А) оставить родителям записку

Б) взять побольше еды

В) рассказать о своих планах родителям, посоветоваться с ними

 

– Ребята, давайте представим, что белый домик оказался не пустым.

Если бы там действительно жили добрые старик со старушкой, как вы думаете, как бы они встретили детей? Что они им сказали бы?

– Ребята, скажите честно, а вы когда-нибудь совершали подобные поступки?

– Что бы вы посоветовали детям?

 

Вывод: – Чему учит нас этот рассказ?

1.Не подвергать себя риску!

2.Слушаться взрослых и советоваться с ними! Ничего не скрывать от родителей и учителей!

3.Верить и надеяться на собственные силы.

4.Не падать духом в сложных ситуациях.

5.Нести ответственность за свои поступки.

 

Есть пословица: кто слушает старших, тот о камень не ударится.

 

Правила техники безопасности:

Перед уходом к месту водоёма предупредите своих родителей (родственников, опекунов, попечителей) о том – когда, куда и с кем вы идёте. Запрещается выходить на водоём без разрешения и сопровождения взрослых!

 

Домашнее задание: нарисовать рисунок к данному произведению.

Оценки за урок.