Б.Житков «Белый домик»
(Конспект открытого урока в 6 классе)
Эльмира ХУСАИНОВА,
учитель-дефектолог,
учитель русского языка и литературы
«Казанская школа-интернат №1
для детей с ОВЗ».
Цель урока: продолжить изучение рассказа Б. Житкова «Белый домик».
Задачи:
- обучающая: формировать навык правильного, выразительного чтения; учить делать выводы по прочитанному произведению, учить давать оценку поступкам героев, расширение словарного запаса учащихся; развитие творческих способностей учащихся;
- коррекционная: коррекция связной речи при анализе произведения, коррекция внимания, восприятия;
- воспитательная: сформировать у учащихся знания о правилах безопасного нахождения на водоёмах через художественное произведение, формировать умение находить правильные решения в трудной ситуации, воспитывать чувство уважения друг к другу; соблюдать технику безопасности при нахождении около водоёма.
Оборудование: учебники, стенд «Словарная работа», индивидуальные карточки, презентация, кластер, раздаточный материал «Найди спрятанное слово».
Тип урока: обобщающий.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Приветствие.
Девиз урока: Кто много читает – тот много знает!
Что мы делаем на наших уроках?
Читаем, думаем, рассуждаем.
Урок начнём с чистоговорок:
Давайте разговаривать,
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно:
Чо-чо-чо у меня болит плечо
Чу-чу-у – раз болит, пойду к врачу
Ча-ча-ча – буду плакать у врачача
Чи-чи-чи – помогают нам врачи!
Скороговорка:
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
(хором, и по одному).
– Какой звук произносится звонче и чаще других? (звук Ч).
- Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Бориса Житкова «Белый домик». Но сначала проведём словарную работу.
Словарная работа. Вспомним значение этих слов. Как понимаете эти слова?
– шлюпка – (лодка),
– корма – (задняя часть лодки),
– рощица – (небольшой лиственный лес),
– залив – (часть водоёма),
– простокваша – (кисломолочный продукт),
– спросонья – (полусонное состояние),
– пойти вброд к берегу – (передвигаться по дну водоёма в мелком месте),
– мель – (мелководное место, возвышение дна в реке, озере, море, это делает невозможным передвижение лодки или корабля).
Проверка домашнего задания: надо пересказать первую главу рассказа. Открываем с.11.
Вопросы учителя:
– Где жили брат и сестра?
– Что задумали сделать брат и сестра?
– Как они готовились к путешествию?
– Какой момент запечатлён на картинке учебника? (с.13)
Основная часть.
1) чтение – жужжание (после картинки)
Учитель даёт индивидуальные задания (карточки) для слабоуспевающих: найти спрятанные слова лодка, домик, море, шлюпка, сестра, парус, матрос, старички.
(Найти эти спрятанные слова, подчеркнуть карандашом и прочитать).
2) чтение по одному (по цепочке);
Проверка индивидуальных заданий.
- Пересказ содержания рассказа
– Правильно ли поступили дети, отправившись в это рискованное путешествие?
– С какими трудностями столкнулись они в море?
Картина на слайде.
Посмотрите на экран. Найдите это место в учебнике и прочитайте.
Учащимся раздаются индивидуальные карточки с вопросами.
- Красный (для «сильных» учащихся):
– в кого превратились мальчик и девочка, отправившись в путешествие?
– почему девочка закричала, когда взглянула назад на свой берег?
– из-за чего лодка сошла с мели?
– почему рассказ называется «Белый домик»?
- Синий (для учащихся «среднего» уровня):
– в какое время суток дети отправились в путешествие?
– кто так говорил: «Если с вами что, я с ума сойду!»
– почему мама сердилась и радовалась, увидев своих вернувшихся детей?
– какое ещё название можно подобрать к этому рассказу?
- Зелёный (для слабоуспевающих учащихся):
– как обозвал мальчик свою сестру во время путешествия?
– почему мальчик не смог сдвинуть лодку с места, когда она села на мель?
– почему из белого домика никто не вышел, когда Нина стала кричать и звать на помощь?
Физкультминутка
Закрепление.
Работа у доски (кластер). Дать характеристику главному герою (мальчику). Выбрать карточки со словами.
решительный, отважный, любознательный, смелый, ленивый, сильный, жадный, трусливый, самостоятельный, плаксивый, скромный, нежный легкомысленный, своевольный, неосторожный, непослушный.
Работа в тетрадях. Запишите в тетради только 4 слова, которые характеризуют мальчика.
Слабоуспевающие – 2 слова списать.
Задание – Тест (на экране).
Разложить на парте карточки с буквами А, Б, В.
Это варианты ваших ответов.
- Где жили дети?
А) на берегу озера
Б) на берегу моря
В) на берегу реки
- Сколько лет было мальчику?
А) 10
Б) 15
В) 12
- Что задумали сделать дети?
А) подготовить подарок отцу
Б) переплыть залив
В) покататься на лодке
4.Что дети взяли с собой в путешествие?
А) печенье и воду
Б) пирожки и компот
В) хлеб и воду
- Какого цвета была крыша у белого домика?
А) красная
Б) зелёная
В) синяя
- Что произошло с детьми во время путешествия?
А) лодка перевернулась
Б) лодка села на мель
В) лодку унесло в открытое море
- Как вёл себя мальчик?
А) испугался
Б) громко кричал
В) проявил настойчивость
- Как встретила детей мама?
А) сердилась и радовалась
Б) плакала и сердилась
В) злилась и ругала детей
- Как надо было поступить детям?
А) оставить родителям записку
Б) взять побольше еды
В) рассказать о своих планах родителям, посоветоваться с ними
– Ребята, давайте представим, что белый домик оказался не пустым.
Если бы там действительно жили добрые старик со старушкой, как вы думаете, как бы они встретили детей? Что они им сказали бы?
– Ребята, скажите честно, а вы когда-нибудь совершали подобные поступки?
– Что бы вы посоветовали детям?
Вывод: – Чему учит нас этот рассказ?
1.Не подвергать себя риску!
2.Слушаться взрослых и советоваться с ними! Ничего не скрывать от родителей и учителей!
3.Верить и надеяться на собственные силы.
4.Не падать духом в сложных ситуациях.
5.Нести ответственность за свои поступки.
Есть пословица: кто слушает старших, тот о камень не ударится.
Правила техники безопасности:
Перед уходом к месту водоёма предупредите своих родителей (родственников, опекунов, попечителей) о том – когда, куда и с кем вы идёте. Запрещается выходить на водоём без разрешения и сопровождения взрослых!
Домашнее задание: нарисовать рисунок к данному произведению.
Оценки за урок.
