Автоматизация звука Р в речи, профилактика дисграфии и дислексии
МБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
Управления образования» г. Казани
Открытое занятие на тему:
«Автоматизация звука Р в речи, профилактика дисграфии и дислексии»
Учитель-логопед: Арчакова Е.В.
Казань 2024 г.
Цель: автоматизация звука Р в речи, как средство профилактики дисграфии и дислексии.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить артикуляцию звука Р
- Закрепить правильное произношение звука Р в слогах, словах и коротких предложениях
- Закрепить звуковой анализ и синтез слов
- Знакомить с согласной буквой Р, формировать навык чтения
Коррекционно-развивающие задачи:
- Продолжать развивать артикуляционную моторику речевого аппарата
- Развивать зрительно-пространственное ориентирование
- Учить копировать образец (работа в альбоме)
- Развивать память и внимание
- Учить выявлять закономерность, копировать образец
- Развивать фонематический слух, слуховое восприятие
Воспитательные задачи:
- Воспитывать положительный эмоциональный настрой
- Воспитывать контроль над собственной речью
- Воспитывать интерес к занятиям
Методы и приемы: игры-загадки, прописывание буквы, показ картинок, чтение обратных слогов, сюрпризный момент «Волшебный мешочек», копирование образца, выявление закономерностей.
Оборудование: Картинка с ответом на загадку, картинки с изображением предметов со звуком Р, плакат с обратными слогами, «Волшебный мешочек», фигуры домашних животных, геометрические фигуры, синяя полоска, рабочий лист, альбом, простой карандаш, наклейки.
Предварительная работа: постановка звука Р, развитие артикуляционной моторики речевого аппарата, беседа, рассматривание картинок.
План занятия:
- Организационный момент:
— Приветствие
— Игра «Заблудившийся звук»
- Основная часть:
— Артикуляция звука
— Характеристика звука
— Показ буквы, нахождение звука (начало, середина, конец слова)
— Чтение обратных слогов
— Упражнение «Где живет звук в слове?»
— Сюрпризный момент «Волшебный мешочек»
— Игра «4- й лишний»
— Прописывание чередующихся букв в альбоме
— Копирование образца
- Заключительная часть:
— Подведение итогов, оценивание работы ученика
Приветствие
Логопед: Здравствуй Милана!
— Здравствуйте
Логопед: Сейчас мы начнем наше занятие, будь внимательна, старайся говорить хорошо, правильно. Договорились?
— Да
Логопед: начнем с игры «Заблудившийся звук». Слушай внимательно стихи. Ищи неправильное слово, заменяй один звук в этом слове так, чтобы слово подошло по смыслу к стихотворению.
Логопед: Здесь хорошее местечко- целый день журчит здесь ПЕЧКА (Речка). Все правильно я произнесла?
— Нет. Печка не может журчать. Целый день журчит здесь РЕЧКА.
Логопед: Молодец! Писем мы не написали, ТУЧКУ целый день искали (Ручку).
— Нет, не ТУЧКУ, а РУЧКУ!
Логопед: Здорово. А можешь ли ты найти ошибку в моих словах, которые я буду произносить по звукам? Слушай, как я назову этот предмет (показ картинок) — КО-ОБ-КА. Какой звук я пропустила? Произнеси это слово правильно.
-КО-РОБ-КА.
Логопед: Дальше я назову слово МУ-А-ВЕЙ, попробуй, исправь меня.
-МУ-РА-ВЕЙ.
Логопед: Я назову слово КО-ЗИ-НА
— Правильно говорить слово КОР-ЗИ-НА
Логопед: Это КО-АБ-ЛИК. Какой звук я не произнесла?
— Звук Р. Правильно будет КО- РАБ-ЛИК.
Логопед: Когда мы произносим звук Р, где находится наш язычок, что делают наши губы, а зубы? (Язык находится за верхними зубами, губы растянуты в улыбке, дуем сильный воздух на кончик языка)
Характеристика звука
Логопед: Давай скажем, какой звук Р- он согласный, звонкий, может быть твердым или мягким. Звук мы слышим и произносим, а читаем и пишем мы букву.
Показ плаката, чтение обратных слогов
Логопед: Посмотри, вот буква Р — она согласная, синего цвета. Сейчас мы будем читать слоги, читай внимательно, без ошибок. Какая первая буква, а вторая…? Какой слог получился?
Упражнение «Где живет звук в слове?» Определи место звука Р в названиях картинок (в начале, в середине, в конце слова)
Логопед: Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом- названием картинки.
Логопед: Молодец!
Сюрпризный момент: Игра «Волшебный мешочек»
Логопед: опусти руку в волшебный мешочек и угадай, кто там?
— Это КО-РО-ВА.
Логопед: Правильно, а в слове КО-РО-ВА, слышим звук Р?
-Да.
Логопед: Молодец. Ты хорошо слышишь звуки! Доставай из мешочка, кто следующий?
-ЛОШАДКА.
Логопед: В слове ЛОШАДКА мы слышим звук Р?
-Нет.
Логопед: Правильно, кто следующий?
-ПОРОСЕНОК.
Логопед: Да, звук Р слышим в этом слове?
-Да
Логопед: Следующим будет …, кто?
— БАРАН
Логопед: Слышим звук Р в слове БАРАН?
— Да
Логопед: Кто-то лишний, в названии какого-то животного мы не слышим звук Р. Кто же это может быть?
-ЛОШАДКА
Логопед: Молодец, правильно!
(Аналогичное задание проводится с геометрическими фигурами. Из «Волшебного мешочка» достаются круг, квадрат, овал, прямоугольник. Лишний будет Овал, так как в названии этой фигуры нет звука Р)
Работа в альбоме (выяви закономерность, продолжи ряд)
Логопед: Открывай альбом, бери простой карандаш. Посмотри, здесь нарисованы бусы, в первой бусинке написана буква Р большая, во второй бусинке — маленькая, а в третьей опять большая. Выяви закономерность, продолжи ряд. Как ты думаешь, какую букву нужно написать в следующей бусинке?
-маленькую букву Р
Логопед: Правильно, ты отлично справляешься с заданием!
Работа в альбоме (копирование образца)
Логопед: Следующее задание будет тоже в альбоме (нарисован большой квадрат, разделенный на 9 равных частей — 9 маленьких квадратиков). Посмотри, каждая буква живет в своем домике. Вот эта буква Р живет в левом верхнем углу, эта в правом нижнем, эта в правом верхнем эта в левом нижнем, а во эта буква живет посередине. Попробуй, нарисуй рядом буквы Р в своих домиках, на тех же местах.
Логопед: Молодец! Умница! На этом наше занятие окончено, получай наклейку!