Дифференциация [С]-[Ц] в предложениях, в тексте
(логопедического занятие во 2 классе)
Зухра МИКОЛОВА,
учитель-логопед
МБОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования»
Нижнекамского муниципального района
Цель: выработать четкую дифференциацию звуков [С]-[Ц] и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.
Задачи:
учить дифференцировать звуки [С]-[Ц] в предложениях, тексте;
совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
развивать связную речь; зрительное внимание и память.
Оборудование: разрезные карточки со слогами, кружки трёх цветов (красный, синий, зелёный) на каждого обучающегося, образец написания букв С-Ц, ключи – алфавиты, тетради и ручки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент.
– Здравствуйте, дети. Сядет тот, у кого в ФИО, или в названии улицы, где проживаете, или в именах одноклассников есть звуки [С]-[Ц].
II. Повторение.
1.Дать характеристику звукам [С]-[Ц].
2. Упражнение «Скажи наоборот».
Свет-
Цел-
Цветик-
Цок-
- Упражнение «Слова рассыпались».
Работа в парах, составить слова из слогов, произвести звукобуквенный анализ. Слова на разрезных карточках — гусеница, сахарница, сестрица, конституция, фокусник, мельница. Провести словарную работу со словом конституция.
III.Основная часть.
- К словам из первого столбика подобрать подходящие по смыслу слова из второго столбика. Записать предложения. Подчеркнуть С – одной чертой, Ц – двумя чертами.
солнце расцвели
цветы отрывается
водица светит
курица созревает
пуговица льется
огурец клюется
- Физминутка (речь с движением).
Мы руками хлоп-хлоп
Мы ногами топ-топ!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Повернулись вокруг себя.
Влево — вправо, раз и два!
Раз — присели, два — привстали.
Руки вверх мы все подняли!
3.Упражнение «Шифровальщики» (по вариантам). Приложение № 1,2.
Расшифровать фразы, используя предлагаемый ключ – алфавит, подчеркнуть С одной чертой, Ц — двумя. Москва – столица России. Казань – столица Татарстана.
- Гимнастика для глаз.
- Работа у доски.
Закончить предложения, вставив пропущенные слова со звуками[С]-[Ц]. Определить положение звуков [С]-[Ц] – в начале, середине, конце слова.
Сахар хранится в ….
Сегодня ярко светит ….
Поезд подходит к ….
Во дворе лает ….
В году двенадцать ….
На грядке вырос ….
Лист в книге называется ….
6.Списать. Вставить в слова пропущенные буквы С-Ц.
Приложение № 3.
Увидела ли-и-а зай-а. Подкрала-ь к нему. Зая- заметил ли-и-у и в ку-ты. Ли-и-а за ним. Зая- за ку-т, и ли-и-а за ку-т. Куда зая-, туда и ли-и-а. –елый день гоняла-ь ли-и-а за зай-ем, так и не поймала. Молоде- зая-.
III. Итог занятия.
–Какие звуки мы сегодня различали?
–Какие слова вы запомнили со звуками [С]-[Ц]? Назовите их.
–Какие задания вам понравились?
Благодарю всех за работу, до свидания!
Приложение №1, 1 вариант.
Расшифровать предложение, используя ключ-алфавит.
14,16,19,12,3,1 – 19,20,16,13,10,24,1 18,16,19,19,10,10.
Приложение №2, 2 вариант.
Расшифровать предложение, используя ключ-алфавит.
12,1,9,1,15,30 – 19,20,16,13,10,24,1 20,1,20,1,18,19,20,1,15,1.
Приложение №3.
Списать, вставить в слова пропущенные буквы С-Ц.
Увидела ли-и-а зай-а. Подкрала-ь к нему. Зая- заметил ли-и-у и в ку-ты. Ли-и-а за ним. Зая- за ку-т, и ли-и-а за ку-т. Куда зая-, туда и ли-и-а.
–елый день гоняла-ь ли-и-а за зай-ем, так и не поймала. Молоде- зая-.