Этно-региональная составляющая в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
№ 181
Зульфия АХМИЕВА,
музыкальный руководитель детского сада №230 г. Казани
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании. В условиях ФГОС ДО содержание базисной программы расширено введением этно-региональной составляющей, которое направлено на освоение детьми ближайшего окружения, приобщения детей с ранних лет к культуре родного края, знакомству с национальными особенностями, традициями, животным и растительным миром Республики Татарстан, в которой мы живём.
Необходимо вести работу по формированию у ребёнка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Именно дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно–патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине. В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной культуре, наши педагоги ведут поиск наиболее эффективных форм и методов работы, позволяющих познакомить детей с образом жизни, самобытной культурой, уникальной историей, традициями татарского народа.
Именно реализация ЭРС является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края; познакомить детей с особенностями и традициями родного края; формировать представления о родном крае: истории, улицах, профессиях; познакомить с именами знаменитых земляков; сформировать знания о живой и неживой природе Республики Татарстан; заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Поэтому содержание этно-региональной составляющей дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы.
Поэтому реализация ЭРС является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ.
Актуальность данной темы несомненна. Современные концепции музыкального развития личности, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение этно-региональной составляющей в процесс развития ребёнка.
При составлении образовательных программ дошкольного учреждения второй частью рекомендована этно-региональная составляющая. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной и развивающей деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации ЭРС представляются весьма важными как с теоретической, так и с практической точки зрения.
При проведении работы по реализации этно-региональной составляющей в работе с детьми, педагогами и родителями, постановка таких задач, как: воспитание достойного гражданина своей страны, республики, знающего и любящего свой родной край, свою малую Родину, воспитание уважения к людям коренной национальности, знакомство с бытом, обычаями и традициями татар, русских, чуваш, башкир, мари, мордвы и многих других национальностей, которые мирно и дружно живут в нашем крае, весьма актуальна.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.
Я уверен, что использование этно-региональной составляющей делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям, искусству, потеря народных корней, привела наше общество к чёрствости, конфликтам. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребёнка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к народам, проживающим рядом, их быту и культуре.
Считаю, что именно использование ЭРС является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Для реализации данной технологии нами определена следующая цель: создание условий для развития этно-региональной составляющей в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Педколлективом нашего детского сада сформулированы следующие задачи:
- приобщать детей к национальной культуре народов Поволжья, формировать положительное отношение к ней;
- развивать интерес к песенному и танцевальному искусству народов Поволжья;
- воспитывать у детей чувство принадлежности к определённому языковому и культурному сообществу, формировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей, воспитывать детей на лучших образцах народной культуры народов Поволжья.