Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Татарстана
№ 178
Динара САФИУЛЛИНА, воспитатель детского сада №280 г. Казани
Часто мы слышим, что «дети, наше будущее!». И сразу же возникает вопрос, как создать будущее, без наших традиций, без культуры, которая передавались от наших предков. В дошкольном возрасте мы взрослые должны закладывать в детях основу нравственно-патриотических чувств, любовь и гордость к своим историческим корням и национальным истокам.
Мы живем в XXI веке, многие традиции уже утеряны, забыты, изменились до неузнаваемости. Жизненные условия многих народов кардинально поменялись.
Родина впервые предстает перед ребенком в детском саду в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. В нашем детском саду приобщение детей к культуре татарского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и культурой народов Республике Татарстан.
Моя основная цель, как педагогической идеи, – расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
Организация методической работы по данному направлению в нашем дошкольном учреждении ориентирована на приобщение к системе общественных ценностей и развитие личности ребёнка как индивидуальности в условиях ДОУ. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их представления об окружающем мире.
2. Развитие интереса у детей к культуре татарского народа.
3. Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами и декоративно-прикладным искусством Татарстана.
4. Приобщение дошкольников к красоте, добру, желание видеть неповторимость родной природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.
Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями, учреждениями дополнительного образования.
3. Учет социо-культурных условий, в которых проживает ребенок.
4. Формирование предметно-развивающей среды с учетом произведений искусства и народного творчества.
5. Использование широкого комплекса методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.
Свою работу по реализации данной темы строим на следующих принципах:
1. Тщательный отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи между собой.
2. Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и другими видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, игровой деятельностью и др.).
3. Активное включение дошкольников в разнообразные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.
4. Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной деятельности дошкольников.
5. Включение выполненных детьми произведений в оформление интерьера группы, детского сада.
Работу по данной теме началась с анкетирования родителей воспитанников и диагностики дошкольников старших групп. Анализ анкетирования показал, что отношение родителей к предлагаемой теме вызвал только положительные отклики, несмотря на разноуровневый национальный, социальный статус многих из них.
В свою очередь, познакомила родителей с работой детского сада по приобщению дошкольников к традициям и культуре народов Республики Татарстан, а также узнала, чем могут родители помочь по данной теме.
С учетом данного анализа была создана презентация в виде мини- музея, в котором показали детям национальный быт, были показаны предметы быта, утварь, одежду татарского народа. Также в группах обустроены уголки с символикой Республики Татарстан, с описанием традиций, истории народов, игры, предметы быта.
Воспитателем татарского языка ежегодно разрабатывает перспективный план по обучению дошкольников татарскому языку, подбирает методический материал (занятия, беседы, игры, праздники)
Музыкальным руководителем совместно с воспитателями проводятся тематические занятия, праздники и развлечения такие как «Сабантуй», «Навруз», «День родного языка». «День народного единства», «День рождения Габдулы Тукая», «День рождения Мусса Джалиля». Слушая произведения народного творчества, знакомясь с национальной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит татарский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.
Прослушивая художественные произведения (сказки, истории, пословицы, загадки) дети знакомятся с красотой, выразительностью языка, мелодичностью повествования событий. В результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов. Речевая активность детей в процессе работы по приобщению дошкольников к татарской культуре выросла. Предложенный художественный материал на основе татарских народных произведений был понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и сказок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают слова и выражения татарской речи в свободное употребление. Одним из важных итогов работы стало то, что, сочиняя сказку, дети использовали приемы, персонажей, традиционные для татарского фольклора: шурале, хитрая лиса, трусливый заяц.
Строя свою работу с дошкольниками на основе татарской национальной культуры наш детский сад исходит из того, что она должна быть широко включена в быт и деятельность детей.
Знакомя детей с народной росписью, предлагая им изобразить сюжет из придуманной ими сказки или сделать иллюстрацию для самодельной книжки, используя стиль той или иной известной им росписи, узора. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, закрепляют полученные умения.
Наиболее высокая степень интегрирования художественного материала осуществлена при организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые действия. Традиционными в детском саду стали национальные праздники и развлечения: «Цвети мой край, родной Татарстан».
Подводя итог можно сказать, что приобщаясь к татарскому народному творчеству, дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру татар, но эта деятельность способствует и успешному развитию у дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).