Дифференциация [С]-[Ц] в предложениях, в тексте

 

(логопедического занятие во 2 классе)

Зухра МИКОЛОВА,

учитель-логопед

МБОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования»

 Нижнекамского муниципального района

 

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков [С]-[Ц] и правильное   обозначение их на письме соответствующими буквами.

 

Задачи:

учить дифференцировать звуки [С]-[Ц] в предложениях, тексте;

совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;

активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;

развивать связную речь; зрительное внимание и память.

 

Оборудование: разрезные карточки со слогами, кружки трёх цветов (красный, синий, зелёный) на каждого обучающегося, образец написания букв С-Ц, ключиалфавиты, тетради и ручки.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети. Сядет тот, у кого в ФИО, или в названии улицы, где проживаете, или в именах одноклассников есть звуки [С]-[Ц].
II. Повторение.                

1.Дать характеристику звукам [С]-[Ц].
2. Упражнение «Скажи наоборот».

Свет-

Цел-

Цветик-

Цок-

  1. Упражнение «Слова рассыпались».

Работа в парах, составить слова из слогов, произвести звукобуквенный анализ.  Слова на разрезных карточках — гусеница, сахарница, сестрица, конституция, фокусник, мельница. Провести словарную работу со словом конституция.

III.Основная часть.    

  1.  К словам из первого столбика подобрать подходящие по смыслу слова из второго столбика. Записать предложения.  Подчеркнуть С – одной чертой, Ц – двумя чертами.

солнце                     расцвели

цветы                       отрывается

водица                     светит

курица                     созревает

пуговица                 льется

огурец                     клюется

  1. Физминутка (речь с движением).

Мы руками хлоп-хлоп

Мы ногами топ-топ!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Повернулись вокруг себя.

Влево — вправо, раз и два!

Раз — присели, два — привстали.

Руки вверх мы все подняли!

3.Упражнение «Шифровальщики» (по вариантам). Приложение № 1,2.

Расшифровать фразы, используя предлагаемый ключ – алфавит, подчеркнуть  С одной чертой, Ц — двумя. Москва – столица России. Казань – столица Татарстана.

  1. Гимнастика для глаз.
  2. Работа у доски.

Закончить предложения, вставив пропущенные слова со звуками[С]-[Ц]. Определить положение звуков [С]-[Ц] – в начале, середине, конце слова.

Сахар хранится в ….
Сегодня ярко светит ….
Поезд подходит к ….
Во дворе лает ….
В году двенадцать  ….
На грядке вырос ….
Лист в книге называется ….
6.Списать. Вставить в слова пропущенные буквы С-Ц.

Приложение № 3.

Увидела ли-и-а  зай-а. Подкрала-ь к нему. Зая-  заметил ли-и-у и в ку-ты. Ли-и-а за ним. Зая- за ку-т, и ли-и-а за ку-т. Куда зая-, туда и ли-и-а. –елый день гоняла-ь ли-и-а за зай-ем, так и не поймала. Молоде-  зая-.

III. Итог занятия.

–Какие звуки мы сегодня различали?
–Какие слова вы запомнили со звуками [С]-[Ц]? Назовите их.
–Какие задания вам понравились?

Благодарю всех за работу, до свидания!

 

 

 

Приложение №1, 1 вариант.

Расшифровать предложение, используя ключ-алфавит.

14,16,19,12,3,119,20,16,13,10,24,1     18,16,19,19,10,10.  

 

Приложение №2, 2 вариант.

Расшифровать предложение, используя ключ-алфавит.

12,1,9,1,15,3019,20,16,13,10,24,1     20,1,20,1,18,19,20,1,15,1.  

Приложение №3.

Списать, вставить в слова пропущенные буквы С-Ц.

Увидела  ли-и-а   зай-а.  Подкрала-ь  к  нему. Зая-  заметил  ли-и-у  и  в  ку-ты. Ли-и-а  за  ним. Зая-   за  ку-т, и ли-и-а  за  ку-т. Куда  зая-, туда и  ли-и-а.

–елый день гоняла-ь  ли-и-а  за  зай-ем, так и не поймала. Молоде-   зая-.