Звуки краски Родины
(Приобщение к родной культуре детей раннего возраста)
Ландыш НОТФУЛЛИНА,
Алабугадагы
32 нче балалар бакчасы
тәрбиячесе
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Именно в этот период ребенок с поразительной быстротой и активностью начинает перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью.
Характерной особенностью детей раннего возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодии радостной, плясовой.
Маленьким детям еще не доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Фольклор для самых маленьких детей включает в себя колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказочки.
Потешки – особый вид малого фольклорного жанра, она очень доступна детям. Мир звуков и красок окружает ребенка. Научить малыша видеть, чувствовать подлинную их красоту, значит сделать его более богатым духовно, более счастливым. Под звуки их ласковых, напевных слов, малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка – водичка»), накормить («Сорока – сорока»). Сопровождая действия с малышом словами потешки, он радуется, вслушивается в звуки речи, улавливает ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникает в их смысл. Малыши знакомятся с элементами народного быта и с действиями человека: «Еду – еду, к бабе, к деду», «Ладушки – ладушки», «Вот и люди спят» , «Собака на кухне пироги печет», «Пошел котик на Торжок», «Кисонька –мурысонька», и др. Другие потешки олицетворяют материнскую любовь, взаимодействия «больших» и «маленьких»: «Курочка – рябушка, куда пошла», «Ай, баю-бай», «Баю-баю- баю-бай, ты собачка не лай». В простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным: «Тили-тили-бом», «Наша-то хозяюшка сметлива была», «Пошла Маня на базар», «Котик серенький присел», «Кто у нас хороший?», «Катя, Катя маленька».
Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Такой подход помогает не только исправить речевые нарушения, но и развивать творческие способности, воспитывать духовность и укреплять связь поколений, используя образный язык народной педагогики и этики.
Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх-занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.
Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову, потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.
Сохранение и передача «родной культуры» всей семьей включает в себя формирование семейных ценностей, создание традиций и совместных ритуалов. Это могут быть как праздники и совместные ужины, так и передача семейных историй, реликвий и воспитание уважительного отношения к старшим, что способствует укреплению внутрисемейных связей и формированию личности.
В заключении можно сделать вывод, что, целенаправленное и систематическое ознакомление детей с фольклором помогает в решении такой сложной и важной задачи – приобщение к художественному наследию нашей культуры. Кроме того, устное народное творчество помогает устанавливать эмоциональный контакт во время общения взрослого с малышом, оказывает влияние на формирование основных нравственных качеств, пробуждает в ребенке чувства любви, симпатии к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
