Золотая осень

(Занятие в подготовительной группе)

Зиля ХАЗИЕВА,

воспитатель детского сада №12 «Росинка» г. Азнакаево 

 

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

– закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы;

– продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

– воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Материал: видеозапись новости – погода. Презентация иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени. Аудиозаписи для игр. СМС письмо по телефону, интерактивная доска, ноутбук.

Словарная работа: термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, диктор, осадки, работа с относительными прилагательными.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, у меня СМС. Давайте прочитаем что же там написано!

Здравствуйте, ребята!

На заячьей полянке состоялось собрание зайчат. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые или еще рано? Получилось так, что одна половина считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано. Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила так как стало холодно. Мы не знаем, что делать расскажите нам пожалуйста про осень. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель. Вот какая проблема! Ай, ай! Ребятки, скажите пожалуйста, как вы думаете какое время года наступила?

Мокрая погода,

Всё серо вокруг.

Это время года

Отгадай, мой друг.

Дети. Осень.

Воспитатель. Осень, правильно.

А давайте посмотрим на экран, что же представляет у нас осень? Посмотрите вокруг как здесь красиво, ярко, красочно.

Деревья разодела Золотая Королева осени. Проредила лес густой. Жёлтый, красный, золотой! Уронила слёзы. Грянули морозы.

Дети. Осень.

Воспитатель. Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить.

Дети, как вы думаете, зайцам повезло? (Ответ детей.)

И почему. (Ответ детей.)

Воспитатель. Да, мы сейчас совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

А давайте мы с вами по новостным блокам посмотрим по телевизору прогноз погоды. (Ответ детей.)

Экран. Диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки.

Воспитатель. А что такое осадки? (Ответ детей.)

Воспитатель. Да, дождь, снег, туман. Ребята, а как можно еще узнать какая будет погода?

Дети. Послушать радио, по термометру, через интернет, телефон и т.д.

Воспитатель. Молодцы!

Малоподвижная игра «Погода осенью»

Воспитатель. А теперь давайте с вами поиграем. У меня есть разноцветный листочки. Листок осенний и волшебный, будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какая бывает погода осенью?

Если идет дождь? (Дождливая)

А когда дует ветер? (Ветреная)

А когда холодно? (Холодная)

Если хмуро? (Хмурая)

Ну, а если ясно? (Ясная)

А если на улице пасмурно? (Пасмурная)

А если сыро? (Сырая)

Воспитатель. Молодцы! Вы все правильно говорили, четко, внятно, интересно.

А как вы думаете вся осень бывает одинаковая? (Ответ детей.)

Воспитатель. А какие периоды осени вы знаете еще? (Ответ детей.)

Воспитатель. Да, все верно, ранняя, золотая, поздняя осень.  Давайте мы с вами  делимся по командам. У кого желтые браслеты  подойдем к 1 столу, красные к 2столу, Белые к 3 столу. И посмотрим, что же на нем лежит. Здесь лежит  лепбук, но  с картинками с изображениями разных периодов осени, но кто – то все попутал. Давайте мы с вами, разложим их по порядку по страницам. 1-й стол, где изображена «Ранняя осень», второй стол – картинку, где изображена «Золотая осень, а третий – ту картинку, где «Поздняя осень».

Работа детей (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Ну, вот, ребятки, проверем правильно ли вы взяли картинки. Наш лепбук заполнился.

Воспитатель. Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите мне месяцы осени. (Ответ детей.)

Воспитатель. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит осенью в сентябре, октябре, ноябре? (Ответ детей.)

Примеры

В сентябре погода теплая, на деревьях начинают желтеть листочки, летают серебрянные нити паутины, дуют холодные ветра, желтеет трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

В октябре дни короче, ночи длинее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, трава высыхает, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.

В ноябре листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель. Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. А теперь садитесь на стульчики. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени. Когда я вам буду рассказывать вы смотрите на экран и слушайте меня.

Приметы осени

Бабье лето ненастно – осень сухая.

Бабье лето сухое – осень мокрая.

Влажное лето и теплая осень – к долгой зиме.

Ранний первый снег – к ранней весне.

Много снега с осени – весной будет дождливо.

Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.

Воспитатель. Ребята, а в группе есть лепбук народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Ответ детей.)

Воспитатель. Давайте мы возьмем этот лепбук.

Я сейчас открою лепбук, а вы мне будете называть приметы и пословицы.

Пословицы (по выбору воспитателя)

Упал с дерева один лист – жди осени.

Осень пришла, урожай принесла.

Осеннее тепло обманчиво.Осенью и воробей богат.

И у кошки осенью пирог. Весной дождь парит, а осенью мочит.

Дождь прибьёт, солнышко поднимет.

Быть бы ненастью, да дождь помешал.

Весна красна цветами, а осень – плодами.

Приметы(по выбору воспитателя)

Бабье лето ненастно – осень сухая.

Бабье лето сухое – осень мокрая.

Влажное лето и теплая осень – к долгой зиме.

Ранний первый снег – к ранней весне.

Много снега с осени – весной будет дождливо.

Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.

Воспитатель. Ребята, вы замечательно все говорили, наш лэпбук пополнилась вашими мудростями. Вы все запомнили, вспомнили  много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.А сейчас нам с вами прочитаем стихотворение про «Осень»,

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит березка тоже плакала.

Воспитатель. Как вы думаете, почему березка плакала? (Ответ детей.)

Воспитатель. Да, жалела, что кончилось лето, что опадают листочки. А почему у деревьев опадают листочки? (Ответ детей.)

Воспитатель. Да, правильно. Мало солнца, стало холодно. Дети, а можно ли что-либо сделать, чтобы листочки остались на дереве? (Ответ детей.)

Воспитатель. Приклеить, пришить. А будут ли, такие листочки держатся? (Ответ детей.)

Воспитатель. Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут. А теперь мы тоже берем листочки и поиграем вместе с вами.

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком

Рефлексия

Воспитатель. Дети, подумайте и скажите, что мы напишем нашем зайчатам? (Ответ детей.)

Воспитатель. Да, ребятки, осень наступила. Но менять шубки зайчикам серые на белые еще нельзя, а то лиса или волк заметят вас и съедят. А еще какие новые слова мы с вами учили сегодня? (Ответ детей.)

Воспитатель. Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, диктор, осадки по погоде.

Я рада, что вы помогли зайчикам решить их спор. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Молодцы, вы старались, я очень довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: зайчата в знак благодарности прислали нам посылочку через курьера. Примите от нее послание. Они прислали вам морковки. Но прежде чем мы начнем их есть, мы в группе помоем руки.