Золотая Хохлома

Золотая Хохлома.

Приемы росписи травяного орнамента

(5 класс. Урок рисования)

Лимуза БАГАУТДИНОВА,

                                      учитель изобразительного искусства и технологии

       гимназии  г. Азнакаево РТ

                                                                                  

Цель: научить выполнять растительный орнамент по мотивам народного промысла хохломской росписи.

Содержание задания: коллективно составить панно на тему «Ярмарка» из подготовленных расписных тарелок, выполненных по мотивам хохломской росписи.

Задачи: 1) познакомить учащихся с историей развития промысла.

2) формирование умений составления узора хохломской росписи.

3) воспитание интереса к народному творчеству.                                                

Формы организации учебной деятельности: групповая

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная презентация, образцы посуд в хохломской росписи, образцы с элементами растительного орнамента хохломской росписи.

Для обучающихся: гуашь, кисточки, баночки с водой, шаблон тарелки, палитра, салфетки

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель. (Рассказывает стих.)

Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

бочки, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши.

Покупайте Хохлому нашу!

2.Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Звучит русская народная песня «Кострома». Под музыку учитель раздаёт ребятам (мальчикам) кепки, девочкам кокошник на голову. Звук песни убавляется.                                                                                                                        Учитель:  Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте ребята! Добро пожаловать на ярмарку! (ребята встают в хоровод). Садятся на места.

 

Учитель: Ребята! А что такое ярмарка? Ответы учащихся (это место – где устраивались большие торги, с развлечениями). Что продавали на ярмарках в старину в Руси? (Ответы учащихся.)

Учитель:Правильно, ребята, молодцы!  Учитель дальше продолжает беседу с учащимися.

Я хозяйка Хохломы,  приглашаю Вас в гости. Наше село Хохлома славится разными изделиями, которые используются в быту. Смотрите, ребята, перед вами лавка, за которой торговали мастера своими изделиями. Сегодня вы станете мастерами и поможете мне подготовиться к ярмарке.  Но до начала их надо ещё изготовить. А как же называется этот промысел? Давайте мы с вами заглянем на страницу истории. (показ видеофрагмента). Ребята, этот промысел продолжает развиваться и сейчас, но изделия украшенные по мотивам хохломской росписи служат в большей мере для декорирования интерьера или просто радуют наши глаза. И со временем Золотая Хохлома не утратила свой первоначальный вид, который придумали мастера, жившие более трёх столетий назад, что говорит об уважении потомков к народным промыслам. Рассмотрите пожалуйста изделия представленные на ваших партах и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.) Исходя из ответов учащихся, формулируем тему урока и записываем на доске. (Золотая Хохлома. Приемы росписи травяного орнамента.Учитель обращает внимание учащихся на выставленные самовар, разделочные доски, ложки, бочонок и т.д.)

 

– Ребята, посмотрите пожалуйста на эти изделия. Вы видите, как они ярко расписаны. А теперь посмотрите на свои изделия, чего им не хватает для продажи на ярмарке? (Надо нарисовать узоры).

Итак, цель сегодняшнего урока: используя фантазию и элементы хохломской росписи украсить предметы быта и закрепить их на панно.

  1. Изучение новых знаний и способов деятельности.

Учитель: Но прежде, чем начать творческую работу, скажите, что нам надо знать об этом народном промысле?  (Ответы детей.) А теперь посмотрите внимательно на фотографии, где представлены работы мастеров. Заполните таблицу.  Работаем в группе (золотой, красный, зелёный, чёрный). Дети заполняют таблицу.

1. Рассмотрите изделия с хохломской росписью и запишите цвета, которые использовали мастера Напишите цвета.

Проверка ответов детей.

Ребята каждый цвет имеет своё значение, перед вами на листах лежат информации о цветах. Прочитайте внимательно.( Работа в группе.)

( Золотой – счастье, богатство; чёрный – торжественность, красный – радость, зелёный – цвет жизни, природы).

(Учитель каждой группе задает один цвет. Учащиеся отвечают.)

­­– А какие элементы использовали мастера в своих изделиях? Выберите из корзинки те узоры, которые вы видите на этих изделиях. Работа в группе. Выбирают шаблоны. Давайте рассмотрим какие узоры вы выбрали. Хотите узнать их названия? (Ответы учащихся.) Мастера настолько любили свой промысел, что называли ягоды, используемые в росписи ласково, с нежностью: земляничка, рябинка, ежевичка, крыжовничек, смородинка, листочек и т.д.

Теперь, давайте, рассмотрим элементы росписи подробней. Берем кисточку, краску. Все элементы рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

На экран выводим прием росписи элементов кисточкой. Учитель показывают, учащиеся повторяют.

 «травинки» – это мазки с небольшим плавным утолщением;

 «усики» – рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«осочки» – выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«капельки» – рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

 «завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» – наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов – «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

4.Физкульминутка.

Ребята, вы хорошо потрудились, давайте сделаем небольшую паузу. Ведь здоровье – это самое большое богатство любого человека. Приступим к упражнениям.

Под музыку «Барыня» делаем упражнения.

1.Поднимаем плечи, как будто удивляемся.

2.Наклон головы вправо к приподнятому плечу

3.Поворот туловища направо, руки на поясе с небольшим приседанием (раз–два, три–четыре).

  1. Первичное закрепление понимания изученного. Самостоятельная работа.

Учитель. Ну, а теперь ваше время мастерить и колдовать своими руками. У вас на столе шаблоны предметов посуды, которые уже имеют жёлтый цвет (мы жёлтым заменим золотой). Осталось только её разукрасить хохломской росписью. Можно использовать различные элементы росписи и проявите фантазию для создания собственного орнамента. Для удобства у вас на столах таблицы с элементами росписи, а вы внимательно рассмотрите их и подумайте, как вы украсите свой шаблон. При работе отжимайте хорошо кисточку от лишней воды, не набирайте много гуаши на кисточку. Приступайте к работе. А чтобы вам веселей работалось, я включу музыку. Включение музыки

– Готовые работы вывешивайте в лавке..

  1. Рефлексия.

– Ребята давайте вспомним цель нашего урока.

– Давайте посмотрим, удалось ли нам достичь цели? Как вы считаете?

Теперь помогите мне продать наши изделия, составьте рекламный синквейн

1 строка – слово (например: хохлома)

2 строка – 2 прилагательных об этом слове (яркая, удивительная)

3 строка – 3 глагола об этом слове (изучаем, рисуем, фантазируем)

4 строка – предложение из 3– 4 слов о нём. ( Хохлома–яркая, удивительная роспись на посуде

5 строка – синоним к этому слову (промысел)

Проверка. Каждая группа выходит и представляет свой товар.

  1. Итог урока.

 На  товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры кручёные.

Нет изделий краше хохломы нашей.

Ребята, спасибо за урок!

Учитель: Вы на деле доказали, что все большие мастера. Сегодня за работу я всем поставлю пятёрки.

–Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? –Да, мы чувствуем, как бьются наши сердца. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце», или «У тебя большое сердце». Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые и как вы ещё раз доказали на уроке «золотые руки».

  1. Домашнее задание.

Учитель: Провести исследовательскую работу. Подробнее узнать о современных местах, где изготавливаются изделия с хохломской росписью, может не только в России, но и где-то за рубежом есть такие места. Задание можно выполнить по желанию. Но я думаю, что вы все захотите выполнить, потому что очень любознательны.

Урок окончен.