Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
№ 213
Алсира ИСМАИЛОВА,
воспитатель детского сада №230 г. Казани
Дошкольное детство – это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Как и любое обучающее занятие, дидактическая игра имеет свою цель. Используя дидактическую игру с целью побуждения любознательности, педагог намечает основные обучающие задачи, реализуя их через игровой замысел, вследствие чего игра приобретает для ребенка определенный смысл, становится мотивированной деятельностью . Именно игровая задача «держит» всю конструкцию игры: она способствует вовлечению ребенка в игровую деятельность, создавая условия его успешности благодаря растущему интересу. При руководстве детскими играми педагог должен учитывать специфику той или иной деятельности, рода занятий и взаимодействия с детьми. Дидактические игры, используемые педагогом в работе с детьми, способствуют формированию социальной активности, в них ребенок может проявить себя как общественное существо, осознанно приобретая жизненный опыт в наиболее благоприятном для него виде деятельности. С помощью дидактических игр у ребенка развиваются такие навыки как:
– внимательность;
– память;
– мелкая моторика;
– аккуратность;
– речь;
– наблюдательность;
– реакция.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление. За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе. Функции игры значительно расширились; в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой и других направлениях. Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр довольно легко осуществить, если выполнить определенные требования к данным играм: от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей. Каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку полученных знаний, умений и навыков Дидактические игры отличаются от прочих детских игр наличием основной, обыкновенно поставленной воспитателем или педагогом задачи, на решение которой и направлены все усилия игрового коллектива. Главное отличие дидактических игр от стандартного процесса обучения заключается в том, что игровой способ решения предлагаемой задачи и превращает весь процесс в увлекательное действо, интересное каждому участнику и заставляющее его проявить себя. Следует заметить, что дидактические игры должны прежде всего вызывать у детей позитивное настроение, радость от достигнутого результата. Именно она и является залогом успешного развития детей на ступень раннего возраста и имеет колоссальное значение для дальнейшего воспитания.
Множество игр может придумать сам ребенок, но только из-за недостатка знаний и опыта он будет делать это достаточно однобоко. Поэтому применяя дидактические игры в жизни ребенка, взрослый вносит существенный вклад в его образование. Закладывая правильный фундамент, предоставляя ребенку возможность выбора. Значение дидактической игры в жизни ребенка велико, и этот факт нельзя недооценить. Регулярное применение игр дает свои ощутимые результаты достаточно быстро. Поэтому играйте с детьми, старайтесь провести с ними как можно больше свободного времени, и учите их и у них.
Закономерность здесь достаточно простая: чем больше и качественнее вы будете проводить с ними времени, тем лучше вы их будете понимать, знать об их переживаниях, удачах и поражениях, страхах и победах.