Зимняя сказка

№169

(Организованная образовательная деятельность по обучению детей  русскому языку в подготовительной группе)

Гузель ХАСАНОВА,

воспитатель I квалификационной категории Большеелгинского  детского сада «Умырзая» Рыбно-Слободского района

Цель: совершенствование знаний детей о зимних явлениях.

Задачи:

образовательные: закрепление умения рассказывать по схеме  на русском языке;

развивающие:

– учить составлять словосочетания со словом зимний, зимняя, зимнее;

учить четко произносить чистоговорки;

– познакомить с пословицей про зимнее время года;

воспитательные: воспитывать культуру поведения  в зимнем лесу.

Словарь: зимняя погода, зимняя одежда, зимнее небо, зимний лес, зимний лед. Снег глубок – хлеб хорош.

Материал к занятию: два клубка ниток одинакового цвета, волшебный клубок, корзинка, пословица на листке, ширма, ноутбук, проектор, схема, снежинка, деревья и елочки зимнего леса, стулья детские и белая простыня, чтобы изобразить берлогу, половина картона голубой цвета, гуашь, ватные  палочки, презентация к занятию.

Ход занятия

Воспитатель. С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживать глаза.)

Вы проснулись? (Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.)

С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживать уши.)

Вы проснулись? (Приложить ладони к ушам как «Чебурашка».)

С добрым утром, ручки? (Поглаживать то одну, то другую руку.)

Вы проснулись? (Хлопки в ладоши.)

С добрым утром, ножки? (Поглаживание коленок.)

Вы проснулись? (Потопать ногами.)

С добрым утром, солнце! (Поднять  руки вверх,  посмотреть вверх.)

Мы проснулись! (На  солнце)  С добрым  утром, гости!

(Слышится музыка (муз. из передачи «В гостях у сказки».)

(На столе ширма. Открывается ширма. Сказочница в красивом русском платке.) 

Воспитатель. Здравствуйте, дети! Я – волшебница-сказочница. Я знаю: вы все любите сказки. С помощью волшебного клубочка я рассказывала детям сказки. Сегодня я вам хотела рассказать зимнюю сказку. Клубочек куда-то  укатился. А теперь без клубка, я не могу рассказывать сказки. Вы мне не сможете помочь найти клубочек? Я вам дам другой клубок ниток, который подскажет дорогу к волшебному клубочку. (Из ширмы  покатился клубок. На полу разложена нить клубка такого же цвета по этапам заданий.)

Воспитатель. Ребятушки, нас ждет не легкая дорожка. На дороге наверное нас ждут препятствия. Мы должны с ними справиться. Вот покатился клубочек. (Музыка играет.) Посмотрите на экран.

Ведет клубочек к экрану. (Слайд 1 про зиму.) Посмотрите на экран. Какое время года изображено? Как можно сказать про зиму? Зима какая?

Дети. Снежная, морозная, холодная.

Воспитатель. Чтобы наш язычок не замерз, давайте произнесем чистоговорки про зиму:

За-за-за – пришла зимушка-зима.

Оз-оз-оз – на дворе мороз.

Зю-зю-зю – зиму снежную люблю.

Зи-зи-зи – любим мы играть в снежки.

Давайте сделаем снежки из снега. Поиграем с ними. (Руками делают снежки.) Ой, друзья, я что-то нашла. Что это такое?

Дети. Снежинка.

Воспитатель. Да. Но снежинка-то не простая. Снежинка хочет,чтобы мы придумали «зимние слова», только так мы сможем идти дальше. Кто придумает слово, обозначающее зимние явления со словами зимний, зимнее, зимняя будет мотать  нитку на клубочек.

Дети. Зимний лес. Зимнее небо. Зимняя одежда. Зимняя сосулька. Зимняя погода.

Воспитатель. Молодцы!

(Клубок катится. Музыка играет.)

Игра «Назови ласково»

Воспитатель. Посмотрите,какой-то конверт, в нем есть картинки.

Дети. Заяц – зайчонок, волк – волчонок, лиса – лисенок, белка – бельчонок, медведь –медвежонок, ёж – ежонок, лось – лосенок.

Воспитатель. Молодцы!

(Дальше катится клубочек. Музыка играет.)

Воспитатель. Посмотрите, (слайд 3 со схемой) здесь магнитная доска с какой-то схемой. Кто сможет рассказать по ней? Давайте, присядем на стульчики.

Дети. Зимой солнце светит да не греет, на улице холодно. Небо покрыто темными, синими облаками. На улице идет снег. Земля покрыта снегом. Деревья стоят голые, без листьев. Люди одевают теплую, зимнюю одежду. Дикие животные готовились к зиме. Зайчик поменял шубку, чтобы его не заметили лиса, волк. Некоторые животные спят: медведь, ежик. Медведь спит в берлоге. У нас сейчас здесь зимующие птицы. Синичка, снегирь, клест.  На улице можно лепить снеговика, играть в снежки, кататься на коньках, на лыжах, на санках.

Воспитатель. Молодцы!

(Клубок катится. Музыка играет.)

Воспитатель. Наша нитка ведет в сказочный зимний лес. Две елочки, в лесу много снега. На чем можно пойти  в зимний лес?

Дети. На лыжах.

Игра-физминутка «Зимняя прогулка»

Воспитатель. Очень холодно зимой. (Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам.)

Но мы пойдем гулять с тобой. (Пробегают указательными и средними пальцами по бедрам.)

Я надену шубку, (Проводят ладонями от плеч по груди вниз.)

Я надену  шапку, (Двумя руками поглаживают голову.)

Я надену шарфик и еще платок. (Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью.)

А потом красивые, теплые, пушистые, крошки-рукавички на ручки натяну. (Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы.)

И хотя я маленький, у меня есть валенки. (Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую.)

Воспитатель. Мы с вами оделись, давайте отправимся в зимний лес. (Искусственные елочки. Музыка играет.)

Песня «Три белых коня»

Воспитатель. Давайте, послушаем  музыку. О чем поется в песне? Что это декабрь, январь, февраль?

Дети. Это – зимние месяца.

Воспитатель. У каждого времени года три месяца. Повторим. (Ответы  детей.) Наш клубок покатился. Как вы думаете, что это? (Изображение берлоги.)

Дети. Это берлога медведя.

Воспитатель. Что делать нельзя в зимнем лесу?

Дети. Шуметь в лесу, ломать ветки деревьев.  Нельзя одним ходить в лес.

Воспитатель. Молодцы!

Слайд 4. (Музыка играет «Белые снежинки».)

Воспитатель. О чем поется в песне? (Ответы детей.) А теперь  закроем глазки и представим  какие снежинки падают на ладошки?

Дети. На ладошки падают красивые маленькие снежинки (красивые, холодные, пушистые).

Воспитатель. Вот клубок  покатился к столу. (На столе листы голубого картона, белая гуашь, ватные палочки.) Теперь мы с вами нарисуем сказочные снежинки с ватными палочками. (Работа детей и воспитателя.)

Воспитатель. Молодцы! Эти снежинки не простые, а сказочные из зимнего леса. Давайте снежинки положим на берлогу, чтобы было тепло медведю. Тут корзинка  и здесь записка с поговоркой «Снег глубок – хлеб хорош». (Повторение.) На татарском языке «Кар тирән булса – икмәк уңар». (Повторение.)

Воспитатель. В корзине – волшебный клубочек. Нам нужно возвращаться в детский сад. Мы совсем забылись. Нас сказочница  заждалась. Мы ведь с вами отправились искать волшебный клубочек.

Сказочница. Вы нашли мой клубочек? Спасибо. Вам понравилось в зимней сказке? Что нового вы узнали, детки? Кому вы  расскажите об этом? Я буду и дальше рассказывать вам сказки. До свидания!

Дети. До свидания, сказочница!