Зима. Зимний лес

(Интегрированное занятие в подготовительной группе)

Рамиля ЛАТЫПОВА,

воспитатель детского сада №161 г. Казани

Вид занятия: ознакомление с окружающим миром (нетрадиционное рисование).

Цель: обучение детей нетрадиционной технике рисование, сформировать, у детей обобщенное представление о зиме как времени года.

Задачи:

воспитательные: воспитывать любовь к родному краю через изобразительное искусство; воспитывать аккуратность при работе с красками;

развивающие: развивать творческую индивидуальность, память. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнение работы;

Обучающие:

– учить прижимать капустный лист к тонированной бумаге;

– познакомить с приемом-оттечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватнойпалочкой.

Техника: рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.

Оборудование: мольберт, иллюстрации с изображением зимы, гуашь белого цвета, бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, капустные листы.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Нам преграды не страшны,

Если мы будем дружны.

Воспитатель. Ребята, я хочу начать наше с вами занятие со стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка надо льдом блестит.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое время описано в стихотворении? (Зима) (Выставляю картинку с изображением зимы.)

Воспитатель. Да, но зима у нас только начинается, и я бы хотела вспомнить о зиме и поговорить об этом замечательном времени года.

Воспитатель. У каждого времени года есть свои три месяца. А вы знаете зимние месяцы? Назовите их, пожалуйста.

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете почему? (Ответы детей.) Правильно, потому что в декабре сввозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни стоят хмурыми и бессолнычными.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете почему? (Ответы детей.) Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег.

Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, именно в это время выпадает больше снега.

Игра «Снежок»

Воспитатель. Я предлагаю вам сыграть в снежки, я буду кидать  вам снежным ком (мячик), а вы должны дать характеристику зимы одним словом. Например, «Какая зима? – «Снежная, холодная» и кинуть снежный ком обратно.

– Скажите, пожалуйста, какая же у нас зима?

Дети. Белая, холодная, снежная, красивая, пушистая, вьюжная, загадочная, волшебная, сверкающа, суровая, морозная, серебристая, студеная, неожиданная, сказочная, веселая.

Воспитатель. Да, ребята, вы правы действительно у нас зима очень разная. Она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Воспитатель. Художники очень часто любят показывать в своих рисунках. (Рассматривание картины.)

– Давайте, полюбуемся на картину «Зимний лес».

– Из чего нам понятно, что изображена зима?

– Что изобразил художник?

– Какого цвета краски использовал художник?

– Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

– Ребята, но ведь мы и сами можем передать характер, настроение зимы. Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему.

Обьяснение

Воспитатель. Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (Капустный лист и ватные палочки.)

– Ребята, сегодня я хочу познакомить вас необычной техникой рисования.

– Техника рисования, с которой я вас сегодня познакомлю, называется отпечаток капустным листом, рисования ватной палочкой. Посмотрите, как выполняется работа по этой технике. Сначала нужно выбрать более выпуклую сторону капустного листа, кисти наносим белую краску на капустный лист. Отпечатываем.

– Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть по ярче. Можно взять несколько холодных оттенков, мы решили взять синий и тоже нанести его на капустный лист, получается очень интересно. В конце можно сугробы сделать использую ватную палочку, рисуем снежок.

Выполнение работы

Воспитатель. Ребята, с чего мы начнем? (Закрепляется последовательность выполненных работ.)

Итог занятия

– Итак, ребята, о каком времени сегодня говорили?

– У кого самый густой лес получился?

– У кого самые красивые и правильные зимние деревья?

– С помощью чего мы изображали падающий снег? Сугробы?

– Чем мы украшали свою работу?