Зима
№ 211
(Интегрированное занятие для детей подготовительной группы)
Альмира ХАЙРУЛЛИНА,
старший воспитатель детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево
Цели:
– закрепить знания о характерных признаках зимы, названиях зимних месяцев;
– совершенствовать навыки работы с клеем и манной крупой.
Задачи:
– обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
– упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе;
– способствовать умению создавать выразительный образ снежинки, передавая особенности строения;
– развивать образное представление, воображение, внимание, память;
– воспитывать умение слушать других, не перебивая;
– воспитывать бережное отношение к родной природе;
– активизировать словарь: снегопад, скрипит, примерзли, кристаллики. Материалы и оборудование: презентация, ноутбук, аудиозапись музыки А.Вивальди «Зима»(отрывок), посуда, соль, манная крупа, клей, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц, поговорок, примет о зиме.
Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, загадывание загадок, прослушивание музыкального произведения, рассказ воспитателя и детей.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.
Ход занятия
Воспитатель. Посмотрите, как много гостей к нам пришло. Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь всем вокруг. Поделитесь с гостями своим хорошим настроением. Я очень рада всех видеть здоровыми, бодрыми, надеюсь, что и внимательными. А вот насколько вы внимательны, мы сейчас проверим. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите, о каком времени года эта загадка.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Дети. Это зима.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Хотите, я помогу вам сегодня попасть в одну чудесную зимнюю сказку. Дети. Хотим.
Воспитатель. Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос. (Звучит музыка, дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами.)
Воспитатель. Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в свою сказку, обещая чудо, и мы, подчиняясь ее власти, спешим ей навстречу и замираем от радости! Зима-кружевница весь лес нарядила. (Музыка стихает. Воспитатель предлагает детям открыть глаза.)
Воспитатель. Вы сумели увидеть зимнюю сказку?
Дети. Да.
Воспитатель. Сейчас садимся на стульчики и продолжаем. Какую зиму вы представили?
Дети. Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную.
Воспитатель. Вот мы с вами в зимней сказке, а вон там вдали я вижу волшебную полянку. Но чтобы до нее добраться, нужно проложить к ней тропинку. Тропинку из наших знаний. Ребята, давайте сначала вспомним и назовём зимние месяцы.
Дети. Декабрь, январь, февраль. (Рассказы детей.)
1-й ребенок. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом.
2-й ребенок. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей
3-й ребенок. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Воспитатель. Сейчас отвечаем на мои вопросы полными предложениями: (Картинки на экране.)
– Что сейчас делает бурый медведь? (Спит в берлоге.)
– Что сейчас делает белый медведь? (Не спит, мама – медведица выкармливает в снежной берлоге медвежат.)
– Какого цвета шубка у зайца? (Белого.)
– Что сейчас делает лягушка? (Спит на дне озера, реки, зарывшись в ил, или под большим камнем.)
– Что сейчас делает дятел? (Долбит шишки ели, сосны, чтобы съесть семена, а летом он ел насекомых.)
– Какого цвета перья у полярной совы? (Белые.)
– Что сейчас делает божья коровка? (Спряталась под корой дерева или пенечка.)
– Что сейчас делает ласточка? (Живет в теплых краях.)
– Какие птицы зимой прилетают к рябине? (Свиристели, снегири.) Воспитатель. Самое главное явление зимы – это что?
Дети. Снегопад.
Воспитатель. А какой он, снег?
Дети. Белый, пушистый, мягкий, скрипящий, липкий, нежный, холодный, мокрый.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите знать, почему снег скрипит, хрустит под ногами? (Ответы детей.) Тогда я приглашаю вас на волшебную поляну – в мастерскую «Снеговичок». Подойдите к столам и послушайте меня внимательно. Снег состоит из снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель. Я насыпала крупную соль в тарелки. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Берем столовую ложку металлическую и надавливаем ею на соль несколько раз. Слышен скрипящий или хрустящий звук – это ломаются кристаллики соли. Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Приглашаю вас мастерить. Занимайте места. А сейчас мы будем рисовать снежинки. Ребята, я предлагаю вам сегодня нарисовать снежинки манной крупой! Ведь манка удивительным образом похожа на крупинки снега! Я добавила в манную крупу чуть-чуть разноцветного блеска – ведь снег так красиво искрится, что бы работы у нас получились просто волшебные! Как вы уже догадались, рисовать мы будем… (клеем и манной крупой). Что-то у нас в зимней мастерской стало холодно, давайте погреемся. (Дети встают, проводится игра.)
Руки в кулачки сожьмём
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются. (Дети выполняют соответствующие движения.) Воспитатель. Согрелись? А теперь приступайте к работе. (Включить классическую музыку.) Саму снежинку мы будем рисовать клеем – обмакнём кисточку в клей, и, как краской, нарисуем снежинку с шестью лучиками. Рисовать клеем нужно быстро, аккуратно кончиком кисти и толстым слоем, чтобы клей не успел высохнуть, потому что теперь, когда всё нарисовано, мы возьмём манную крупу ложечкой и, как настоящие зимние помощники, насыпаем её на клей – крупинки манки с блёстками останутся на листе именно там, где был узор из клея. Минутку подождать, чтобы клей и манка подружились. И лишнюю крупу осторожно стряхнём на клеёнку. Разглаживать, прихлопывать крупу в процессе приклеивания не надо. Справитесь?
Дети. Да. (Выполнение работы детьми.)
Воспитатель. Снежинки получились все разные, необыкновенные, чудесные. Давайте полюбуемся, какие красивые получились у нас снежинки? Они так переливаются, так сверкают. Сказочная полянка нас ждет. Пока сохнут наши работы, поиграем в игру, которая называется «Снег, лед, кутерьма».
– Поиграли. А давайте сейчас подойдем к столу и возьмем в руки наши работы. Встанем вкруг и покажем друг другу волшебные снежинки, которые мы сами нарисовали. И покружимся как снежинки.
Воспитатель. Ребята, вам сегодня было интересно?
– Что мы знаем о зиме?
– С каким способом рисовали мы сегодня?
Воспитатель. Мне очень понравилось, какими вы были «волшебными мастерами», думаю, что впереди нас ждёт много интересных и сказочных зимних занятий. Я желаю вам хорошего настроения и крепкого здоровья на всю зиму!