Жизненный путь и творчество великого татарского  поэта Габдуллы Тукая

№ 208

Альмира ИБРАГИМОВА,

учитель начальных классов и татарского языка и литературы, педагог дополнительного образования средней школы №2 им. Николая Соболева пгт Васильево Зеленодольского района

Галина ВЕТЛУГИНА, Анастасия СОЛОСИНА,

библиотекари детской библиотеки ЦБС Зеленодольского района       

Задачи:

метапредметные: привитие интереса к творчеству известных людей;

предметные: дать знания о жизни и творчестве известного поэта Габдуллы Тукая;

личностные:

– привлечь детей к изучению культуры и по отношению к окружающим;

– воспитание уважительного отношения к прошлому.

Оборудование: слайды, видео, подготовленные учениками.

Ход урока

  1. Вступительная часть

Приветствие учеников, настрой детей к хорошему настроению.

  1. II. Актуализация знаний

Учитель. Переведите слова, написанные на доске.

Язучы, бөек, тормыш, Габдулла Тукай. 

– Составьте предложение из данных слов и переведите.

– Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

– Когда родился Габдулла Тукай?

 

– Где родился Габдулла Тукай? (Беседа о родителях поэта.)

(Работа по приложению №4.)

III. Основная часть занятия (Работа по приложениям №5 и №6.)

Ознакомление с именами родителей Габдуллы Тукая.  Әтисе (отец)

Мөхәммәтгариф

(Мухамметгариф)

Әнисе(мать)

Бибимәмдүдә (Мәмдүдә)(Мамдуда)

Прослушивание стихотворение Габдуллы Тукая “Родная деревня” на татарском и русском языках.

– На данном рисунке показаны родители Габдуллы Тукая и дом, где он родился.

– Просмотрим весь жизненный путь Габдуллы Тукая. (Дети читают на двух языках отрывок из произведения “Мои  воспоминания”.)

«Минем туганыма биш ай заман үткәч, атам аз  гына  вакыт авырып, тәрке дөнья итмештер. (үлгән)

Тол калган анамянында  мин берничә вакыт торгач, анам мине авылымыздагы Шәрифә исемле бер фәкыйрә карчыкка вакытлыча асрарга биреп  калдырып, үзе Сасна иам каръәнең имамына кияүгә чыкмыштыр…” (1909 ел)

“Не прошло и пяти месяцев со дня моего рождения, как отец, недолго проболев, скончался.

Некоторое время прожил со своей овдовевшей матерью, после чего она отдала меня на временное воспитание одной бедной старушке по имени Шарифа из нашей же деревни, а сама вышла замуж за имама из селения Сасна»

Шәрифә исемле бер фәкыйрь карчык янында (у бедной старушки по имени Шарифа)

Так как в деревне родственников не было, Габдуллу на время мама ставила одной бедной и одинокой старушке по имени Шарифа, а сама мама-вышла замуж в деревню Сасна. Старушка Шарифа нисколько не ухаживала за ним.

В зимние холода, если оставался на  улице, а входную дверь открыть не получалось, ждал, примёрзнув кольду ногами, пока дверь откроют.” (слова из книги ,,Мои  воспоминания.”)

Б) -Мама забирала его к себе, но вскоре умерла сама и его забрали к себе дедушка и неродная бабушка.

Сасна

Әнисе – (мать) Мәмдүдә (Мамдуда)

Үги әтисе – отчим Мәхәммәтшакир

Өчиле –Училе

Бабасы – дедушка (әнисе ягыннан)

(со стороны мамы)

Зиннәтулла хәзрәт

(Зиннатулла хазрат)

Үги әбисе – неродная бабушка

(Үги әбисенең алты баласы булган. Алар арасында Саҗидә исемле кызлары гына Габдулланы карарга тырышкан.)

У неродной бабушки было своих шестеро детей. Среди них только одна из дочерей Саджида старалась смотреть Габдуллу.

Габдулла живёт в деревне Училе. Там было и без него у неродной бабушки, ещё шестеро маленьких. Он себя чувствовал лишним, хотя и дедушка был родным.

Он здесь много болел. Единственым человеком, который помогал ему в этой семье была Саджида апа. Она ухаживала за ним.

 

 

 

 

 

Из-за трудностей в семье, однажды отправили его с ямщиком в Казань, с надеждой, что кто-либо возьмёт его на воспитание. Так он попадает в Казань.

 

Казан (Казань)

Мөхәммәтвәли һәм Газизә гаиләсе. (Семья Мухаммедвали и Газизы)

Кырлай

Сәгди абзый һәм Зөһрә апа.

Кызлары:

Саҗидә апа (чахоткадан үлә) һәм Сабира апа.

(Дочери: Саджида апа умирает от чахотки и Сабира апа)

 

 

Уральск (Җаек)

1895 год 

Газиза апа )по линии матери) и Галиасгар Гусманов.

Послушаем стихотворения.

Людям всего мира известно имя Габдуллы Тукая.

Бик авыр булган аның тормыш.

Тормыш юлы авыр булса да, 

Күп кеше өчен аның исеме таныш.

Аның әсәрләрен укырга тырыш,

Һәм хәтереңдә калдырырга тырыш.

Һәр кеше үз белемен үстерү өчен

Дәүләтебездә танылган исемнәрен

Белергә тиеш. 

Очень трудной была его жизнь.

Но его имя известна осталась всему миру.

Ты должен знать его произведения

И желательно наизусть.

Чтобы каждый человек повышал свои знания,

Он должен знать

Имена известных людей нашей страны.

(Чтение  текста “Праздник поэзии” на двух языках.)

Праздник поэзии

26 апреля – большой праздник поэзии, праздник поэта. В этот день казанцы собираются около памятника Габдулле Тукаю. Гости читают и свои стихотворения и вспоминают известную песню, автором которой был Габдулла Тукай.

Праздник проходит очень душевно и весело. Народы всего мира гордятся именем Габдуллы Тукая.

Шигырь бәйрәме

26 апрель – Шигырь бәйрәме. Бу көнне казанлылар Габдулла Тукай һәйкәле янында җыелыша. Кунаклар үз шигырьләрен дә сөйлиләр һәм бар кешегә таныш, Габдулла Тукай язган җырны да искә төшерәләр.

Бәйрәм бик күңелле һәм һәм җанлы үтә. Бөтен дөнья халкы Габдулла Тукай исеме белән горурлана.

Учитель. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

– Что за праздник 26 апреля?

– Где собираются в этот день казанцы?

– Что там делают гости?

– Какую песню вспоминают на этом празднике?

– Восхищаются ли люди всего мира именем Габдуллы Тукая?

Учитель. А вы знаете произведения Габдуллы Тукая?

(Дети читают и рассказывают произведения Г. Тукая.)

Учитель. А теперь проследим последние годы жизни Габдуллы Тукая.

 

Габдулла Тукайга бәйле истәлекле урыннардан фоторәсемнәр

 

Уральск

 

  1. Рефлексив бәяләү
  2. Сезнең алдыгызда карточка ята. Бу карточкага берничә сорауга җавап языгыз һәм үзегезнең дәрестә катнашуыгызга карата үзегезгә баллар куеп карагыз.

– Бүген без дәрестә ни эшләдек?

– Сезгә дәрес ошадымы? Дәреснең кайсы этабы бигрәк тә ошады?

– Сез ничек уйлыйсыз, дәрестә бик  актив катнашкан сыйныфташларыгыз кемгәр иде? Фамилияләрен языгыз.

Укытучы. “Туган тел” шигырен кем язган? Бүгенге дәресне “Туган  тел” җыры белән тәмамлыйк, ә өйдә “Бөек шагыйрь Габдулла Тукай тормышы” дигән темага я тест төзеп карагыз, я тема буенча хикәя язып  карагыз, я Г.Тукай шигыренең эчтәлеген сөйләргә өйрәнегез.