Животные жарких стран

(Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе)

Гузелия САМИГУЛЛИНА, Гузелия ГАНИЕВА,

воспитатели детского сада №177 г. Казани

Цель: закрепить знания детей о животных жарких стран.

Задачи:

– уточнение и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран»;

– закреплять умение различать и называть характерные особенности животных жарких стран;

– совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных);

– закреплять умение составлять описательный рассказ о животном; детей понимать и объяснять значение крылатых выражений; умение образовывать сложные прилагательные, притяжательные;

– обогащать словарь по данной теме; составлять полные предложения;

– воспитать бережное отношение и любовь к природе, животным;

– развивать внимание, память.

Оборудование: мягкие игрушки животные жарких стран, картина с изображением джунглей, искусственные пальмы, фигуры животных, картинка «Кто за деревом?», шляпа, парик, длинная и коротка веревка.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением животных жарких стран и их детёнышей; чтение рассказов по данной теме; отгадывание загадок; изготовление оригами, просмотр диафильма «Айболит», беседа о животных жарких стран.

Речевой материал: бегемот, крокодил, жираф, носорог, верблюд, слон, слониха, обезьяна, лев, львица, тигр, тигрица, гепард, гиена, антилопы., Африка, Австралия, Индия, Южная Америка; длинношеий, толстокожий, густогривый, длиннохвостая, двугорбый, большеухий; жирафья, львиная, обезьяний, слоновый, верблюжий; львиное, слонёнок, тигрёнок, крокодиловы, черепаший.

Ход НОД

Воспитатель (с веером, делает вид, что очень жарко). Ой, ребята, очень жарко. Не выносимо жарко. Солнце печёт, кругом песок, пальмы. Где это так бывает жарко зимой? (В Африке…) Точно, каким-то образом, мы оказались в Африке. Нам срочно нужно вернуться в наш любимый детский сад. Что бы вернуться, мы должны решить задачи. Вы готовы вернуться в детский сад и решить задачи? (Ответы детей.)

– Ребята, у вас на столах находятся фигурки животных жарких стран. Возьмите по одному животному.

«Назови первый звук в слове»

Воспитатель. У каждого из вас в руках по одному животному. Определите на какой звук начинается название вашего животного. Вот у меня носорог – первый звук в этом слове согласный звук [Н].

Дети. У меня слон, первый звук в этом слове согласный звук [С], …

«Раздели на слоги»

Воспитатель. Вот у меня в слове но-со-рог  3 слога. (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, давайте, наших животных отправим отдыхать. (Животных убирают на коврик.)

«Кто за деревом?» (образование притяжательных прилагательных).

Воспитатель. Некоторым животным стало интересно, смотреть как мы играем. Они спрятались за пальму и наблюдают за нами. (На фланелеграфе картинки с изображением гривы льва, хвоста обезьяны, горба верблюда, шеи жирафа, хобота слона.) Как вы думаете, кто за пальмой? Ребята, вам надо построить предложение со словами потому что.

Дети. За деревом прячется лев, потому что я вижу львиную гриву крокодилий хвост.

– слоновьи уши;

– обезьяне хвост;

– жирафью шею;

– львиная грива и т.д.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень зоркие, внимательные. (Дети перемещаются на ковер, там мягкие игрушки.)

Воспитатель. Ребята, выбирайте себе игрушку, теперь мы вернем животных домой.

– Маргарита, поставь льва за пальму. Где стоит лев?

Дети. За пальмой.

Воспитатель. Вячеслав, откуда выходит лев?

Дети. Из-за пальмы.

Воспитатель. Егор, положи крокодила в воду. Откуда выглядывает крокодил?

Дети. Крокодил выглядывает из воды.

Воспитатель. Вероника, помести обезьяну на дерево. Алексей, расположи слона между деревом и водой. Иван, жирафа – около дерева.

Совершенствование навыков образования притяжательных прилагательных

Физминутка

(Под аудиозапись «У жирафа пятна, пятна, пятнашки везде».)

Воспитатель. Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, похоже двигается, ведёт себя с другими, ест. Я буду называть такие определения, а вы объясните:

Черепаший шаг

Топает как слон

Крокодиловы слёзы

Львиная грива

«Составь слово»

Воспитатель (обращает внимание на покрыты предмет). Ой, ребята, у нас здесь что-то лежит. Мне очень интересно, что это могло бы быть? А вы знаете волшебные слова? (Дети говорят волшебные слова. Открывает.) Оказывается, это волшебная шляпа, что же там может быть? (Один ребенок из шляпы достает веревки, длинную и короткую.)

– Вот длинная веревка. У какого животного какая часть тела бывает длинным? (У жирафа длинная шея.) Давайте, мы с вами станем волшебниками, из двух слов длинный и шея образуем новое слово. Значит: про него можем сказать – длинношей

– Вот короткая веревка. У какого животного какая часть тела бывает коротким? (У антилопы хвост короткий.) Давайте, мы продолжим волшебство, из двух слов короткий и нога образуем новое слово. (Коротконогий.) Про кого можем сказать короткохвостый? (Антилопа.) Про кого можем сказать коротконогий? (Бегемот, носорог.)

Воспитатель (достают парик). Это что? (Парик, шевелюра.) На что похоже? (На гриву льва.) У льва грива густая. Значит про него можем сказать густогривый?

У бегемота кожа толстая…

У обезьяны длинный хвост…

У верблюда два горба…

У слона большие уши…

Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, мне стало хорошо. Не так жарко. Значит, благодаря вашим знаниям, мы чудесным образом оказались в детском саду. А что мы с вами делали? Что вам понравилось? Интересно было ли вам?