Животные нашего зоопарка

 № 213

(Организованная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе)

Рената ХАБИБУЛЛИНА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №397 г. Казани

Цели и задачи

образовательные:

– создание условий для уточнения, активизации и актуализации знаний и  словаря по теме «животные жарких стран» (животное, зоопарк, слон, слониха, слоненок, жираф, жирафа, жирафенок, бегемот, носорог, зебра, лев, львица, львенок, верблюд, черепаха, кенгуру, крокодил, хобот, язык, шея, ноги, уши, спина, хищное, травоядное, акация, «львиная грива», «топает, как слон», «черепаший шаг»);

– обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами. (длинный-короткий, тонкий-толстый, большой-маленький, узкий-широкий, тяжелый-легкий, высокий-низкий, пятнистый-одноцветный, быстро-медленно);

– совершенствование грамматического строя речи: образование и использование притяжательных прилагательных (жирафья, львиная, слоновья);

– автоматизация правильного звукопроизношения в свободной речи детей;

развивающие:

развитие связной речи и умения грамматически правильно строить свое высказывание;

– развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, способности к анализу и умозаключению, творческого воображения;

– развитие навыков слогового анализа слов;

– развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и крупной моторики, координации речи с движением;

– развитие межполушарного взаимодействия;

воспитательные:

– воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, ответственности, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе;

– формирование социально-коммуникативных навыков ребенка по отношению к взрослым и сверстникам.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиоколонки, пультуказка, презентация, видеорепортаж из зоопарка «Река Замбези», дыхательные тренажеры «слон и жираф», 2 мольберта, карточки с изображение животных жарких стран, слоговые карточки, 2 таблички на вольеры для слона и жирафа, набор букв, картинки с изображением пищи для животных, клей-карандаш по количеству детей, смайлики, настенный календарь и буклеты из зоопарка «Река Замбези».

Ход занятия

  1. I. Организационный момент. Приветствие

Учитель-логопед. Здравствуйте, ребята! Расскажите, а чем вы любите заниматься? (Ответы детей.)

Учитель-логопед. А я по профессии – Африкановед. Вы знаете, чем занимаются люди этой профессии? (Ответы детей.)

Учитель-логопед. Это человек, который интересуется и изучает Африку и это является его профессией! Давным-давно путешественники открыли этот удивительный континент! Давайте посмотрим видеосюжет об этом удивительном месте. (Показывается короткое видео о Африке.) Каких животных в этом сюжете вы узнали? (Ответы детей.)

  1. II. Основная часть

Учитель-логопед. Африка! Это удивительный материк! Я так его люблю и не перестаю им восхищаться! Повторяйте вместе со мной!

Упражнение нейрогимнастики «Колечки»

Африка, Африка –

Сказочные страны.

Африка, Африка –

Жаркий небосвод.

Африка, Африка –

Сладкие бананы.

Потому что в Африке

Лето круглый год! (Все вместе повторяют.)

Учитель-логопед. Отлично! Ребята, а кто из вас знает, какое самое крупное животное в Африке?

Дети. Слон.

Учитель-логопед. А самое быстрое?

Дети. Гепард.

Учитель-логопед. А самое высокое?

Дети. Жираф.

Учитель-логопед. А знаете ли вы, что в Африке живет самая ядовитая змея? Кто узнал её? (Дети задумываются.)

Учитель-логопед. Это черная мамба, она агрессивна и очень опасна.

Ребята, у некоторых животных есть удивительные особенности, а увидеть их нам помогут волшебные дыхательные трубочки! Возьмите по одной и подуйте! (Слон, жираф, варан.) Что вы заметили?

Дети. У слона – длинный хобот, у жирафа – длинный язык, у варана – раздвоенный язык.

Учитель-логопед. А это варан. У него очень чувствительный язык на запахи.

Игра на обоняние «Угадай фрукт по запаху»

Учитель-логопед. Ребята, мы сейчас с вами попробуем определить запахи растений, которые растут в Африке и узнаем, что же спрятано в киндер-яйце! Возьмите каждый по одному яйцу.

Дети. Яблоко, лимон, мандарин, апельсин, шоколад, кофе, земляника, мята.

Учитель-логопед. Замечательно!

Дидактическая игра «Чья, чьё, чей, чьи?»

Учитель-логопед. Ух ты, ребята, кто узнал животное, которое спряталось?

Дети. Слон.

Учитель-логопед. Значит, чья это голова?

Дети. Слоновья.

Учитель-логопед. Ухо чьё?

Дети. Слоновье.

Учитель-логопед. А хобот чей?

Дети. Слоновий.

Учитель-логопед. Ноги чьи?

Дети. Слоновьи.

Учитель-логопед. Прекрасно!

Сопряженная артикуляционная нейрогимастика с «Веселым жирафиком»

Учитель-логопед. Ребята, вы уже знаете, что у жирафа длинный язык. Целых 50см! Кто знает, сколько это? Он даже чистит им свои уши. Попробуйте-ка достать языком свое ухо! Конечно, мы так не сможем, но сделать язык более ловким и гибким у нас точно получится! Для этого давайте поиграем с «Веселым жирафиком». (Проводится сопряженная артикуляционная нейрогимастика.)

Учитель-логопед. Замечательная тренировка вышла! Вам понравилась?

Словообразование «трубкозуб»

Учитель-логопед. Вот это да! Кто это? Ребята, узнали?

Дети. Нет.

Учитель-логопед. Это животное очень древнее. Местные жители называют его «земляным поросенком». Уши его похожи на ослиные. А название этого забавного животного – трубкозуб. Как вы думаете, почему его так назвали? Какие слова вы слышите в этом слове трубко…зуб? (Ответы детей.)

Учитель-логопед. Потому что его зубы состоят из трубочек, которые постоянно растут на протяжении всей жизни.

Учитель-логопед. Кто-нибудь знал о таком животном раньше?

Дети. Нет.

Учитель-логопед. Какое удивительное открытие для вас сегодня!

Ребята, а ещё у трубкозуба очень чуткий слух, который позволяет ему услышать приближение хищников и быстро скрыться от них. Хотите проверить свой слух? (Звуки животных: рык льва, крик обезьян, слон трубит + звук барабанов.) Звуки каких животных вы узнали?

Дети. Льва, обезьяны, слона.

Учитель-логопед. А еще какие звуки вы услышали?

Дети. Звук барабанов.

Учитель-логопед. О, мы слышим звук барабанов. Здесь много удивительных племен! А как вы думаете, где появился самый первый человек на земле много миллионов лет назад?

Дети. В Африке.

Учитель-логопед. Для кого-то это стало удивительным открытием! Хотите станцевать африканский танец?

Дети. Да.

Учитель-логопед. Тогда смотрите на меня и повторяйте за мной! Танцуем вместе! (Дети танцуют под музыку, используя движения нейрогимнастики.)

Ребята, сколько удивительных открытий вы сделали сегодня!

III. Заключительный момент. Рефлексия

Учитель-логопед. А чтобы вы не забыли полученные знания, давайте заполним ментальную карту «Удивительные открытия Африки».

Подойдите к столам. Нужно поделиться на две команды: одна команда  будет заполнять раздел о животных, вторая — о фруктах и других растениях и о людях Африки.

Ребята, смотрите, на нашей карте осталось пустое поле – оно не изведано! Никто не знает, с какими удивительными открытиями Африки вы познакомитесь завтра! Эта карта останется у вас в группе, будете дополнять её новой интересной информацией, которую узнаете от воспитателей.

Мне пора уходить, а на прощанье я дарю вам «Дневник удивительных открытий», который в дальнейшем вы будете заполнять сами, узнавая всё новое и интересное!